Чем полезны бизнесу служебные романы сотрудников

Два типа служебных романов, финансово выгодных компаниям
47% мужчин и 46% женщин признались, что у них были служебные романы, причем у 12% респондентов обоих полов отношения закончились свадьбой/ Варвара Гранкова / для Ведомостей

Служебные романы – неотъемлемая часть офисных будней. Чуть ли не каждый второй сотрудник телекоммуникационных и IT-компаний либо сотрудник отделов продаж, маркетинга и PR предприятий из разных отраслей имел романтические отношения с коллегой. Таковы результаты опроса 1320 респондентов, проведенного компанией Kelly Services. Большинство опрошенных – молодежь в возрасте от 26 до 36 лет. 47% мужчин и 46% женщин признались, что у них были служебные романы, причем у 12% респондентов обоих полов отношения закончились свадьбой. И это неудивительно: жители мегаполисов настолько заняты работой, что у них не остается времени на личную жизнь вне офиса, говорит Алиса Безлюдова, директор департамента маркетинга медицинского направления «Альфастрахования». 67% респондентов «Альфастрахования» нашли вторую половину именно на работе.

Чаще всего отношения завязываются во время совместных командировок (68%), корпоративов (20%), совместной работы над общим проектом (7%), по данным опроса, проведенного компанией «Альфастрахование». Еще у 5% роман начался с общения и взаимных лайков в социальных сетях. 

86% менеджеров по персоналу категорически против таких отношений на службе – прежде всего потому, что из-за неудачных романов из компании могут уволиться ценные специалисты. Однако, как выяснили «Ведомости», существует два типа служебных романов, от которых работодатели только выигрывают.

Иногда сотрудника, закрутившего роман на работе, можно вычислить по увеличению производительности и продолжительности переработок.

Год назад портал Rabota.ru опросил 1400 сотрудников, признавших, что у них были романтические отношения с коллегами. Из них 45% сообщили, что роман никак не повлиял на их продуктивность, а еще 40% – что стали работать лучше. Служебный роман «был стимулом идти на работу», «очень повышает настроение и самооценку», писали тогда в комментариях респонденты Rabota.ru. «Хотелось показать себя хорошим специалистом в своем деле», «наши смены не совпадали, пришлось взять еще полставки, чтобы быть всегда рядом», вспоминают другие опрошенные.

Влюбленные в коллег сотрудники дольше задерживаются на работе, выполняют обязанности в хорошем настроении и с лучшим результатом, также показал опрос Kelly.

Влияние служебного романа на производительность зависит от личности сотрудника, говорит партнер «Экопси консалтинга» Мария Макарушкина. Целеустремленный карьерист на подъеме чувств работает еще эффективнее и сохраняет выдержку, когда отношения разлаживаются. Сотрудник, ориентированный на отношения, склонный к тревожности, во время эмоционального подъема трудится лучше, как и карьерист, но в сложные моменты откладывает работу и концентрируется на проблемах в личных отношениях, говорит Макарушкина. 

Отвечая на вопрос, как служебный роман может помешать работе, респонденты Kelly упомянули прежде всего превышение полномочий: когда сотрудники начинают продвигать партнеров по службе или вступают в сговор, чтобы получить выгоду за счет компании (так считают 55% негативно относящихся к служебным романам респондентов). На втором месте вред репутации и распространение сплетен (51%), а на третьем – рассеянность внимания (40%).

Макарушкина рекомендует тревожным и рассеянным сотрудникам время от времени напоминать себе, что за их успехами следит не только работодатель, но и партнер в личной жизни, и стараться впечатлить обоих.

Почти столь же распространены романы с контрагентами: поставщиками, подрядчиками, клиентами и другими партнерами по бизнесу. В них состояли 33,4% из 11 900 работников – пользователей интернета, опрошенных компанией Online Market Intelligence по просьбе «Ведомостей». Большинство опрошенных – женщины, молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, жители небольших городов. База взвешена с учетом распределения интернет-аудитории России.

65,5% из почти 4000 работников, у которых были романтические отношения с поставщиками или клиентами, говорят, что роман не оказал никакого влияния на деятельность их работодателя. 

Но еще 31,4% респондентов сказали, что компания от их романа с контрагентом только выиграла: 16,9% опрошенных заявили, что сотрудничество компании с контрагентом стало более плодотворным, 7,5% помогли компании получить скидки, отсрочки по платежам, эксклюзивные условия или другие льготы, еще 7% получали у расположенного к ним контрагента ценную информацию. 

Гораздо меньше – 1,5% сотрудников – признались, что компания понесла финансовые потери, потому что они давали возлюбленным больше скидок, предоставляли отсрочку платежей и другие выгодные условия. 

Половина респондентов продолжает трудиться у своего нанимателя и сейчас, еще 35% уволились по причинам, не связанным со служебным романом с поставщиком или клиентом. Только 4,6% респондентов были вынуждены уйти из компании, 2,2% перешли на другую должность. Еще 2% респондентов сообщили, что из-за их романа компании пришлось сменить контрагента.

Компания МТС уважает право сотрудников на личную жизнь и не отслеживает их романы, но вместе с тем просит следовать кодексу деловой этики, сообщил представитель МТС. 

ОМК не вмешивается в личную тайну и положительно относится к трудовым династиям, говорит представитель компании. Важно, чтобы члены одной семьи не находились в прямом подчинении друг другу и не занимали руководящие посты в области финансов. Доносительство не поощряется. Когда сотрудница ОМК публично сообщила о любовной связи коллег, ее поведение было рассмотрено на заседании комитета по этике и признано нарушением корпоративных правил, вспоминает представитель ОМК. 

Лишь 8% респондентов Kelly работают в компаниях, которые считают служебные романы неприемлемыми и вводят в трудовой договор пункты, по которым сотрудник должен уволиться из компании, если заведет роман с коллегой. Ксения Михайличенко, адвокат Московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры», отмечает, что подобные пункты являются незаконными и их можно оспорить в суде. 

В целом российские компании терпимы к служебным романам сотрудников. 46% респондентов Kelly сказали, что в компании, где они работают, нет правил, регламентирующих служебные романы, а 24% опрошенных сообщили, что их компания считает романтические встречи с коллегами личным делом сотрудников.