Минфин задумался об отказе от ужесточения валютного контроля в кризис

Ведомству пока не удалось договориться с ЦБ
Максим Стулов/ Ведомости

Министерство финансов России может отказаться от идеи введения валютных ограничений. Об этом заявил замминистра финансов Алексей Моисеев, сообщает Reuters. Дискуссия внутри Минфина продолжается, отметил Моисеев.

«Возможно, откажемся от этих предложений. Когда министр новый текст подпишет, тогда я буду уверен в этом», - сказал Моисеев. Он напомнил, что правительство ранее поручило доработать и проработать предложения, передает «Интерфакс». С ФТС и ФНС позиции согласованы, сказал Моисеев. С ЦБ пока договориться не удалось. Разногласия сохраняются, отметил замминистра.

В октябре министр финансов Антон Силуанов доложил премьеру Дмитрию Медведеву «о мерах по модернизации валютного контроля». Как писали «Ведомости», Минфин предложил наделить ЦБ и правительство правом вводить жесткие валютные ограничения в кризис. В частности, речь шла о покупке валюты только с разрешения властей, обязательной продаже валютной выручки, спецсчетов для части операций, ограничениях по операциям на зарубежных счетах и другом. В настоящий момент валютные операции между резидентами и нерезидентами могут проводиться без ограничений.

Министр экономического развития Максим Орешкин выступал против введения валютных ограничений. «С того момента, как мы отказались от любых ограничений по капитальным операциям, у нас было два серьезных кризиса: это и 2008–2009 гг., и 2014–2015 гг.», - напоминал ранее Орешкин. В эти сложные моменты для финансового рынка ни правительство, ни ЦБ даже не задумывались о том, что можно ввести какие-то капитальные ограничения, объяснял он.

Во время кризиса 2014 г. первый зампред ЦБ Ксения Юдаева называла меры по ограничению свободного движения капитала контрпродуктивными. В середине ноября 2014 г. она еще раз сообщила, что ЦБ против обязательной продажи части валютной выручки и других валютных ограничений, аналогичную позицию от имени правительства высказывал и Силуанов.

Меры, предложенные Минфином, - «на всякий случай», объяснял «Ведомостям» федеральный чиновник. По его словам, опыт 2014 г. заставляет быть готовыми к любой ситуации, хотя сейчас нет повода для беспокойства.