Статья опубликована в № 4578 от 31.05.2018 под заголовком: Экономисты узнали цену еде

Продовольственной инфляцией движет наценка продавцов

Эксперты предложили прогнозировать рост цен на продовольствие по ценам производителей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Рост или падение цен производителей продуктов приводит к соответствующему изменению потребительских цен не сразу, а через 2–3 квартала, выяснил главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков. Это позволяет точнее прогнозировать потребительскую инфляцию, уверен он.

Все дело в розничной наценке, которая позволяет продавцам в краткосрочной перспективе компенсировать волатильность цен производителей, отмечается в обзоре «ВТБ капитала».

Например, уровень инфляции во второй половине 2015 г. (больше 15%) в основном был результатом восстановления нормального уровня розничных наценок, считает Исаков: после обвала рубля в 2014 г. цены производителей выросли, но наценка на продовольствие снижалась вплоть до конца 2014 г., а в 2015 г., когда производители перестали увеличивать цены, росла до максимума в IV квартале 2015 г.

Такая связь между наценками продавцов и ценами производителей может быть надежным опережающим индикатором потребительских цен, пришли к выводу аналитики «ВТБ капитала». ЦБ не раз указывал на проблемы с прогнозированием продовольственных цен. Например, ускорение инфляции в июне 2017 г. до 4,4% в годовом выражении из-за скачка цен на овощи и фрукты директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев называл «большим шоком» и неприятным сюрпризом для регулятора.

Как считали наценки

Конечная цена товара включает цену и наценку производителя, уплаченные НДС и акцизы, стоимость транспортировки и себестоимость продаж, а также розничную наценку. Под наценкой аналитики «ВТБ капитала» понимают наценку посредников и розничную наценку, чтобы ее рассчитать, нужно вычесть все остальное. Для анализа авторы выбрали продовольственные товары, побывавшие в потребительской корзине россиянина с 2010 г., – всего 107 шт., а в связи с переходом Росстата на ОКВЭД-2 оставили лишь те из них, которые входили и в старый классификатор, и в новый. Осталось 64 продовольственных товара, общий вес которых в потребительской корзине ИПЦ составил 23% (вес всех продуктов в корзине 2018 г. составляет 38%). Инфляция на них близко воспроизводила официальную продовольственную инфляцию. Поскольку у Росстата есть подробное описание структуры розничных цен всего на 46 продовольственных товаров, к оставшимся аналитики подобрали товары-аналоги.

Величина наценки зависит от многих факторов, что препятствует полному переходу инфляции производителей в инфляцию потребителей, отмечают аналитики «ВТБ капитала». Самая маленькая наценка у белого хлеба – меньше 4% от розничной цены, так как это товар первой необходимости. Минимальна наценка и у товаров с небольшим сроком хранения – хлеб, сыр, молочные продукты. Возможно, продукты с маленьким сроком хранения привлекают основной поток посетителей, также есть риск истечения срока годности, рассуждают аналитики «ВТБ капитала». Самая большая наценка – у минеральной воды, более 56%, пишут аналитики: на производство минеральной воды уходит всего 1,5–5 руб. за литр, поэтому ритейлеры могут выставить потребителю и 30 руб. за литр. А также – у вин, соли, кофе, соков, рассчитали аналитики «ВТБ капитала». Зависят наценки и от других факторов – например, производитель в контракте на поставку может ограничить частоту пересмотра цены.

Цена зависит от категории, качества и среднерыночной цены товара, спроса со стороны покупателей и предложения поставщиков, перечисляет представитель Х5. На товары первой необходимости и самые свежие продукты наценка минимальна, вплоть до нуля, а на премиальные товары может быть высокой, говорит он. На социально значимые товары наценка и вовсе не может превышать 10% по закону, напоминает сотрудник одного из крупнейших ритейлеров, а остальные товары это, как правило, компенсируют – наценка на них выше, поскольку даже при 10% продавец ничего не зарабатывает на товаре и даже несет потери. Например, в «Магните» наценка на товары первой необходимости может быть отрицательной, говорит представитель компании. В среднем наценка на продовольствие – около 20%, рассказывает сотрудник одного из крупнейших ритейлеров. Это подтверждают и расчеты экономистов «ВТБ капитала», по оценкам которых в среднем наценка составляет 20–30%.

Розничная цена на продукты действительно связана с изменением цен производителей, но есть и другие факторы – доходы населения, импорт, связанный с валютным курсом, говорит ведущий экономист ЦМАКПа Игорь Поляков. Ситуация с ценами на продовольствие сложнее, рассуждает главный экономист БКС Владимир Тихомиров: их, как правило, определяют цены на овощи и фрукты, а они подвержены влиянию сезонности. Также продовольственные цены зависят от доли импорта, продолжает он: даже если запасы урожая не исчерпаны, а стоимость импортной продукции из-за ослабления рубля растет, цены внутренних производителей следуют за зарубежными, а не наоборот.

Лаг в полгода на первый взгляд кажется слишком большим, считает Поляков: обычно розница быстрее реагирует на волатильность оптовых цен. «Мы действительно стараемся нивелировать скачки цен производителей и закладываем на это довольно длительное время», – спорит сотрудник одного из крупнейших ритейлеров. Такой механизм работы с ценами, по словам представителя Х5, позволяет ритейлерам не сразу транслировать на полку повышение поставщиками закупочных цен: например, в прошлом году компания смягчила закупочную инфляцию на молоко и молочную продукцию. В 2017 г. цены у поставщиков молока выросли примерно на 9%, кисломолочной продукции – почти на 8%, сыров – более чем на 10%, а, например, в магазинах «Пятерочка» эти продукты подорожали не более чем на 6%.

Читать ещё
Preloader more