Экономический блок правительства не видит смысла в ВСМ до Казани

Решение должен принять Путин
ВСМ до Казани может так и остаться проектом/ Максим Стулов/ Ведомости

Проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань все активнее критикуется финансово-экономическим блоком правительства. «РЖД и Минтранс преподносят его как некий новаторский, инновационный продукт. Действительно, так и есть. Вопрос – будет ли здесь экономика», – заявил первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов (цитаты по агентствам «Интерфакс», ТАСС). И сам же ответил на этот вопрос: «Экономический смысл практически отсутствует – эти инвестиции не отобьются». Не частные инвесторы, а государство должно вложить очень много ресурсов, хотя вполне вероятно, что больший социально-экономический эффект может принести строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург, говорил в середине декабря министр экономического развития Максим Орешкин.

Пока решение о строительстве ВСМ, как и решение об отказе от проекта, не принято, говорит участник правительственных совещаний и подтверждают несколько чиновников. Решения ждут от президента, знает один них.

Сейчас власти рассматривают возможность организации высокоскоростного железнодорожного движения до Нижнего Новгорода. В утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры, все проекты из которого должны быть достроены до конца 2024 г., внесен участок дороги Железнодорожный – Гороховец стоимостью 621 млрд руб. Не менее 200 млрд руб. потребуется из бюджета, еще 200 млрд руб. планировало представить РЖД, остальное – кредиты и средства концессионера. Всю же ВСМ до Казани заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин оценивал в 1,7 трлн руб.

В середине октября президент Владимир Путин поручил еще раз оценить экономическую эффективность и обоснованность ВСМ, рассказывали чиновники. В магистральный план внесено сразу три проекта улучшения сообщения с Нижним Новгородом: платная автодорога (часть маршрута Европа – Западный Китай), реконструкция бесплатных дорог и строительство ВСМ, при этом поток пассажиров и грузов у этих проектов может совпадать. Чтобы избежать этого и потребовался дополнительный анализ, говорил чиновник. Вопрос в том, нужны ли вообще ВСМ за такие деньги, сомневается человек, близкий к РЖД.

Условием выделения денег на строительство ВСМ из федерального бюджета Путин поручил сделать операционную безубыточность. В декабре Минтранс и РЖД направили в правительство оценку операционной эффективности ВСМ (с копией документа ознакомились «Ведомости», подлинность подтвердил человек, близкий к РЖД). В документе утверждается, что финансовая модель предусматривает безубыточность и не потребует субсидий на стадии эксплуатации и что ВСМ не будет транспортом «для богатых» – стоимость поездки до Владимира в эконом-классе составит 868 руб., до Нижнего Новгорода – 1965 руб. На 1 руб. бюджетных средств в проект будет привлечено 2,1 руб. внебюджетных инвестиций, указано в записке, пассажиропоток должен составить 7,6 млн человек на третий год эксплуатации линии, финансовая модель выдержит рост расходов на 10% и падение трафика на 30%.

Пока за январь – октябрь 2018 г. скоростными поездами «Ласточка» и «Стриж» по маршруту Нижний Новгород – Москва – Нижний Новгород перевезено лишь около 2,7 млн пассажиров (на 20,6% больше, чем в январе – октябре 2017 г.), сообщала служба корпоративных коммуникаций Горьковской железной дороги. В случае запуска ВСМ эти поезда планировалось отменить, писал «Коммерсантъ».

Эффективность всей ВСМ до Казани экспертами (подсчеты проводил, к примеру, Центр экономики инфраструктуры) традиционно оценивается выше, нежели ее пилотного участка до Нижнего Новгорода (Гороховца). Однако, по мнению Силуанова, даже в случае строительства ВСМ до Казани «никакой экономики абсолютно нет»: «Между Казанью и Москвой действует нормальное авиасообщение».

Если проект не получит бюджетного софинансирования (капитальный грант), РЖД планировала начать строительство из собственных средств: в прошлом году компания рассматривала вариант строительства участка от Москвы до Владимира. Тогда в проекте можно увязнуть на много лет, предупреждает бывший сотрудник РЖД.

Высокоскоростные магистрали строят более 30 стран, в том числе развивающиеся, такие как Вьетнам и Марокко, говорит президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой: «С нашей точки зрения, руководство правительства до сих пор не осведомлено, как такие проекты влияют на экономику».

Представитель Минтранса отказался от комментариев. Инвесторы и бизнес готовы к реализации проекта, сказал представитель РЖД.