Минэкономразвития предлагает направить 100 млрд рублей на развитие туризма

Отрасли нужен прорыв, чтобы удвоить вклад в ВВП России
Вклад туризма в мировой ВВП составляет 11%, тогда как в России это лишь 5% ВВП/ Артем Геодакян / ТАСС

Минэкономразвития подготовило дорожную карту стратегии развития туристической отрасли на ближайшие шесть лет. «Ведомости» ознакомились с документом, представитель министерства подтвердил его содержание. Финансирование до 2024 г. может быть оценено в сумму до 100 млрд руб., рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. Это средства из уже одобренных программ, а также за счет дополнительных источников. Такая сумма обсуждается, подтверждает представитель Минэкономразвития. Сколько надо будет привлечь дополнительно, они не сказали.

Ни предложения, ни спроса

Вклад туризма в мировой ВВП составляет 11%, тогда как в России это лишь 5% ВВП. Но туризм может стать одним из самых быстрорастущих направлений, говорил министр экономического развития Максим Орешкин.

У России нет готового туристического продукта, констатирует чиновник. По эффективности маркетинга Россия занимает 81-е место в Travel and Tourism Competitiveness Index Всемирного экономического форума (2017 г.). Внутренний туристический рынок Минэкономразвития оценивает в $70 млрд, из них около $12 млрд приходится на иностранцев. Задача министерства – удвоить поступления от зарубежных гостей и привлечь российских туристов, говорил ранее Орешкин.

Для иностранцев серьезные ограничения – это необходимость получать визы, а также сложившиеся стереотипы о России как о небезопасной стране. В дорожной карте запланировано внедрение электронных виз, позволяющих получать разрешение на въезд удаленно, без визита в консульство. Упрощенный порядок действует для Дальнего Востока для граждан 18 государств, с июля он должен заработать в Калининградской области. Сейчас рассматривается возможность упрощенного въезда в Москву и Санкт-Петербург при покупке комплексного туристического пакета.

Орешкин вместе с руководителями регионов уже попросил президента России Владимира Путина ввести механизм электронных виз в Москве и Санкт-Петербурге в качестве пилота, рассказал федеральный чиновник.

Представитель Мин­экономразвития подтвердил факт отправки письма. Президент поддержал такой подход, знает чиновник, но только при условии, что с регионами и органами безопасности будет проработана конкретная схема реализации, задача – запустить механизм уже в 2020 г. Москва, Санкт-Петербург и Владивосток – основные въездные ворота в Россию, надо на них протестировать, поясняет чиновник. Представитель президента Дмитрий Песков отказался комментировать служебную переписку.

Что и кто будет развивать

Приоритетом по дорожной карте станет развитие «точек притяжения» туристов. Это должны быть места мирового уровня и качества. За создание «точек притяжения» по плану будет отвечать специальный проектный офис с региональными представительствами. Он поддержит бизнес инфраструктурой, кадрами и деньгами. Причем действовать он будет по принципу одного окна. Также будет создан федеральный центр маркетинговых компетенций с региональными и международными представительствами.

Направления поделят на несколько категорий, от которых будут зависеть федеральное финансирование и поддержка. Наивысший – мировой уровень. Это места, узнаваемые на международном рынке (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток) и уникальные (Байкал, Камчатка и др.). В первых достаточно снять барьеры, вторым нужны инвестиции в инфраструктуру.

Отдельно Минэкономразвития выделяет национальный уровень. Он не может конкурировать глобально, но интересен всей России. Это курорты Краснодарского края, Крыма, Кавказа и Алтай. Там расположены пляжи и горнолыжные курорты, ради которых выезжают за рубеж, объясняет чиновник. Их нужно сделать доступнее и качественнее.

Что получит бизнес

Регионы совместно с бизнесом, экспертами, архитекторами и маркетологами создадут концепцию единого бренда, комплексный план развития, стандарты гостеприимства и качества услуг. За соблюдение стандартов единого бренда бизнес получит дополнительные меры поддержки и включение в программы продвижения на национальном и международном уровнях.

Среди мер поддержки сейчас обсуждаются освобождение от земельного налога и льготы по налогу на имущество на время реализации инвестпроекта, льготы по взносам во внебюджетные фонды, ускоренная амортизация основных средств.

Отдельное льготное кредитование под 3% предусмотрено для инвестиций в отели. Малый и средний бизнес в туризме также сможет получать кредиты по программе 8,5%. Инвестпроекты в приоритетных местах смогут претендовать на льготное получение земли и зданий, пониженные арендные платежи, субсидирование платы за присоединение к сетям. Предусмотрено финансирование по проектам государственно-частного партнерства и концессиям, чтобы это заработало, нужно предложить рынку типовые решения.

Дорожная карта связывает многие аспекты, которые давно на повестке развития туризма, отмечает партнер EY Ольга Архангельская. Но успешность реализации зависит от многих участников и ведомств. Важно сравнивать эффективность и востребованность мер поддержки и в зависимости от этого перераспределять, но с такими решениями важно учитывать горизонт отдачи, чтобы не создать перекоса в сторону краткосрочных решений, не обеспечивающих долгосрочный устойчивый рост, предупреждает она.

Хотелось бы деталей в части регулирования туроператорского бизнеса, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Очевидно, что цель – навести порядок, но при нынешнем состоянии рынка чрезмерное закручивание гаек может привести к обратным последствиям: снижению устойчивости бизнеса, отмечает она.

Льготное кредитование – важный шаг для развития гостиничного хозяйства, говорит вице-президент по операционной деятельности в России и странах СНГ Interstate Hotels & Resorts (управляет брендами Hilton, Marriott, Best Western, Holiday Inn и проч.) Константин Горяинов. Города-миллионники уже более-менее оснащены отелями, но в менее крупные города качественные гостиницы почти не приходят, поскольку нет денег, объясняет он. Льготная ставка может стать хорошей поддержкой для развития гостиничного бизнеса в регионах, согласен гендиректор сети Azimut Hotels Максим Бродовский, разумеется, если критерии рассмотрения подобной ставки будут достижимыми.