Германия может отменить выдачу экспортных кредитов для своих компаний в Китае

И объяснить это нарушением прав человека в Синьцзяне
Власти ФРГ планируют ввести ограничения против Китая, включающие сокращение или отмену экспортных гарантий. Ограничения могут связать с нарушением прав человека в Синьцзяне, но на деле их вводят в интересах США, считают эксперты/ GREG BAKER / AFP

Германия введет экономические ограничения против Китая, чтобы сделать ведение бизнеса с ним менее привлекательным. Об этом со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщило Reuters. По данным агентства, Берлин желает уменьшить свою зависимость от китайской экономики, чем и объясняется подобный выпад в сторону Пекина.

Как сообщает Reuters, упомянутые ограничения могут включать в себя сокращение гарантий от немецкого госбанка развития для проектов немецких компаний в КНР KfW или даже полный отказ от них. Гарантии KfW, ранее предназначавшиеся для проектов в Китае, будут предоставляться для проектов немецкого бизнеса в других странах Азии, например в Индонезии. Таким образом правительство Германии попытается диверсифицировать торговлю и наладить более тесное экономическое сотрудничество с демократическими государствами региона, а также откажется помогать Китаю с проведением промышленных выставок и обучением менеджеров, пишет Reuters.

В мае этого года правительство отозвало у автомобильного концерна Volkswagen гарантии KfW в отношении новых инвестиций в Китай, обосновав это проблемой нарушения прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). В столице СУАРа Урумчи работает завод, принадлежащий СП германского автоконцерна и китайской SAIC Motor.

Другой источник в германском правительстве передал Reuters, что Берлин совместно с государствами «семерки» готовит жалобу в ВТО. По их мнению, Китай прибегает к нечестным торговым практикам.

Представитель министерства экономики Германии не стал комментировать вопрос Reuters о конкретных ограничительных мерах в отношении Китая, однако подтвердил, что ведомство «выступает за диверсификацию и большую устойчивость [германской экономики]».

В 2021 г. санкции против Китая ввели США, Евросоюз, Канада и Великобритания. В списке оказались четыре гражданина КНР и одна китайская госкомпания, которых обвинили в создании «лагерей перевоспитания» в СУАРе. В ответ Пекин принял зеркальные ограничительные меры. Западные производители одежды H&M и Nike, ранее отказавшиеся использовать синьцзянский хлопок из-за якобы принудительного труда уйгуров, подверглись бойкоту со стороны китайцев.

Экономические связи Германии с Китаем активно развивались при бывшем канцлере Ангеле Меркель. Особо ценен китайский рынок для германских автоконцернов – Volkswagen, например, получает оттуда половину своей прибыли. Ситуация изменилась с приходом к власти нового канцлера Олафа Шольца и его правительства из социал-демократов, либералов и зеленых. Последние сейчас контролируют министерства иностранных дел и экономики, а пункт о сокращении зависимости от «системного соперника», Китая, был включен в коалиционный договор. Зеленых беспокоит проблема прав человека в Китае и перспектива Германии быть слишком тесно связанной с авторитарным государством. Как заявила 8 сентября министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок, «мы не можем позволить себе следовать девизу «бизнес прежде всего», не принимая во внимание долговременные риски».

245

млрд евро составил товарооборот между Германией и Китаем в 2021 г.

Немецкие «Зеленые» – это выразители интересов США, которые вбивают клин между Германией и Китаем, поясняет германист Александр Камкин. Сейчас китайский рынок имеет такое значение для немецкой экономики, что заменить его нечем. Огромное количество немецких фирм занимаются производством на территории КНР, и введение ограничений на бизнес с Китаем больно ударит по ним. Очевидно, замечает Камкин, что немецкий политический класс решил поставить «политику ценностей» выше «политики здравого смысла», которая ранее и позволила Германии стать первой экономикой Евросоюза. Учитывая уже принятое решение отказаться от российского газа, можно утверждать, что Германия взяла курс на экономическое саморазрушение, говорит Камкин.

Для Китая подобное решение германского правительства не станет фатальным, считает руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов. Китайская экономика хорошо защищена от внешних шоков и колебаний, поэтому новые ограничительные меры Пекин вполне перенесет. Реакция китайских властей последует, если Берлин помимо лозунгов о диверсификации выскажет осуждение политики КНР в СУАРе. В таком случае, добавляет Ломанов, Китай ответит асимметрично – например, введет санкции против немецких чиновников, ответственных за разработку соответствующих правил. Штрафовать немецких бизнесменов за действия их правительства китайцы не будут. При этом, отмечает эксперт, Германии необходимо иметь в виду, что китайские производители легко заполнят те ниши, которые оставят иностранцы. Это не значит, что КНР закроет свой рынок для зарубежных предпринимателей – Китай последовательно проводит курс на открытость экономики. Однако снова войти на этот рынок после ухода будет уже сложнее, подытоживает Ломанов.