Банковские гарантии стали стоить слишком дорого

Московским подрядчикам придется вести все расчеты по государственным контрактам через городское казначейство: банковские гарантии стали слишком дороги
Из-за сложностей с банковскими гарантиями из графика выбивается строительство ЦКАД/ Д. Абрамов/ Ведомости

О непомерно высокой стоимости банковских гарантий сообщил вчера представитель мэрии Москвы - проблема обсуждалась на прошедшем накануне у председателя правительства России Дмитрия Медведева совещании об устойчивом развитии экономики и социальной стабильности в 2015 г., на том совещании Медведев обсуждал с руководителями регионов антикризисные меры. «Сложившаяся на рынке высокая стоимость банковских гарантий (до 11-12% от цены контракта) неоправданно удорожает стоимость закупок продукции для городских нужд», - говорится в сообщении мэрии.

В Сбербанке, ВТБ и Альфа-банке отказались от комментариев.

Системно банки начали повышать ставки еще в конце прошлого года: строительный бизнес стал слишком рискованным. Год назад банковская гарантия обходилась примерно в 1% от суммы контракта, а к концу прошлого года - около 5%, рассказывают участники рынка.

И у госзаказчиков, и у подрядчиков еще с прошлого года масса проблем с банковскими гарантиями, рассказывает человек, близкий к Минтрансу: гарантии подорожали, получить их трудно, к тому же госзаказчики уже начали требовать исполнения по гарантиям, а банки по ним платят неохотно или вовсе идут в отказ.

Стоимость гарантий сильно выросла, сказал представитель «Мостотреста». Они подорожали примерно в 4,5 раза по сравнению с декабрем 2014 г., говорит представитель «Ингеокома». Ситуация действительно очень сложная, комментирует представитель компании МИСК: в конце прошлого года банковская гарантия составляла около 5%, список банков, которые работают с ними, сузился до нескольких банков, да и те выдают гарантии с большой неохотой и дают редко, продолжает он. К примеру, «Стройгазконсалтинг» не получил аванс на строительство ЦКАД, поскольку не смог получить банковскую гарантию.

Банкиры не готовы давать гарантии ни под какие проекты, говорит представитель крупной строительной компании: ситуация убивает строительный сектор - доступ к гарантиям для большинства компаний оказался закрыт, субподрядчиков на московском рынке остались единицы.

Банки дают гарантии нескольким крупным компаниям - в среднем для них ставка составляет 4%, знает другой крупный подрядчик.

Сегодня стоимость банковских гарантий на рынке корпоративных клиентов достигла 5-10% и более годовых, говорит Владислав Ульянкин из Банка Москвы. В сегменте строительных контрактов (в том числе инфраструктурных) ставка, как правило, будет еще выше, продолжает он: на стоимость существенно влияет финансовое состояние клиента, устойчивость его бизнеса. Риск-аппетит у банков на такие гарантии по большому количеству компаний либо очень сдержан, либо отсутствует, знает Ульянкин.

В сегменте, связанном с госзаказом и инфраструктурными проектами, в 2015 г. рынок гарантий сократится, прежде всего по причине сокращения финансирования, считает он, ожидается и ухудшение финансового состояния клиентов.

Чтобы не допустить нерациональных расходов бюджета и сохранить темпы строительства, сообщила мэрия, Москва временно откажется от использования банковских гарантий: соблюдение поставщиками обязательств будет обеспечиваться путем перевода контрактов на казначейское исполнение. Постановление об этом правительство Москвы приняло 30 декабря (836-ПП). Согласно ему, если цена контракта превышает 500 млн руб., заказчики предусматривают в контракте условие о перечислении подрядчику авансовых платежей на лицевой счет, открытый в департаменте финансов. Подрядчик должен открыть счет в Московском городском казначействе, через него с 1 февраля должны идти все расчеты по контракту, говорит чиновник мэрии.

Для строителей схема будет выгодной, считает представитель ИФСК АРКС, но она поставит их оперативную деятельность в гораздо более жесткие рамки и значительно сузит им поле для маневра: «Это необходимая, но временная мера в период кризиса».

Другие строители опасаются, что новые правила усложнят отношения заказчиков и подрядчиков. «По сути, это аналог авансовых платежей. Только между заказчиком и подрядчиком появится посредник, который не владеет спецификой отрасли», - комментирует один из крупных строителей: увеличится документооборот, сроки платежей и строительства.

Антикризисный план правительства дает послабления по банковским гарантиям: к 27 февраля появится порядок реструктуризации задолженности банков по гарантиям, будет также решено, в каких случаях госзаказчик сможет не требовать обеспечения госконтракта. «Надеемся, в перечень исключений попадет и дорожное строительство», - говорит сотрудник одного из учреждений Росавтодора: в октябре на заседании Госсовета вопрос поднимался, в итоговых поручениях был пункт об этом.