Таджикистан потребовал от российских систем денежных переводов гарантии платежеспособности

Скорее всего, им придется размещать депозиты в местных банках
После краха платежной системы «Лидер» Таджикистан потребовал от российских систем денежных переводов гарантии платежеспособности/ Сергей Савостьянов / ТАСС

Национальный банк Таджикистана ужесточил правила работы местных банков с российскими системами денежных переводов. На прошлой неделе рухнула платежная система «Лидер», и теперь Таджикистан требует, чтобы российские системы гарантировали исполнение своих обязательств. Регулятор предложил четыре способа: разместить в местном банке-партнере обеспечительный депозит, покрывающий среднедневной оборот, застраховать переводы у таджикского страховщика, иметь рейтинг не ниже уровня ВВВ от агентств большой тройки либо гарантию от банка с таким рейтингом.

Об этих изменениях «Ведомостям» рассказал человек, видевший письмо нацбанка таджикским банкам, отправленное на прошлой неделе. Об изменении правил работы знает и представитель системы денежных переводов Contact, представитель «Золотой короны» подтвердил, что к системе обращались банки Таджикистана.

Размер гарантии или депозита будет очень существенным, поскольку Таджикистан – крупный получатель переводов, рассказывает представитель «Золотой короны» Татьяна Роготень. В прошлом году, по данным ЦБ, из России в Таджикистан было переведено почти $800 млн – 3-е место среди стран СНГ.

Требования Таджикистана практически невыполнимы: сложность в том, объясняет Роготень, что по инструкции российского ЦБ расчетный центр системы ограничен в выборе банков для размещения средств и держать депозит в банках Таджикистана не может. Кредитный рейтинг России ниже требуемого ВВВ, соответственно, ниже рейтинги у всех систем и банков – получить необходимую гарантию внутри страны не выйдет.

Депозит крупнейших систем может достигать 450 млн руб., делится расчетами сотрудник одной из них. Представители систем Contact, Western Union и Blizko на вопросы о сумме депозита не ответили, «Золотая корона» еще подсчитывает, сколько нужно будет внести, говорит Роготень. «Любая высвобождаемая из оборота и депонируемая сумма оказывает давление на бизнес платежных систем», – подчеркивает представитель Contact.

Нацбанки стран СНГ обязывают российские платежные системы размещать обеспечительные депозиты в банках, не имеющих ни международных, ни национальных рейтингов, замечает директор центра электронного бизнеса Связь-банка (оператор системы Blizko) Марат Муллагалиев, что само по себе рискованно и может потребовать создания резервов.

Требования к российским системам стали ужесточаться после того, как в 2014 г. разорилась крупная платежная система Migom: ее крах стал ударом для многих банков, вспоминает предправления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева. Тогда схожие требования ввели центробанки Узбекистана и Киргизии, но последний после переговоров смягчил условия. Теперь банки Киргизии принимают российские рейтинги и страховки, купленные не только у местных страховщиков, заключает она.

В Узбекистане российские системы денежных переводов разместили депозиты в общей сложности на $35 млн, рассказывает исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова. Это довольно внушительная сумма для систем, но пока единственный способ гарантировать исполнение расчетов: таких международных рейтингов, как требуют некоторые нацбанки, нет ни у одного оператора системы денежных переводов. Михайлова связывает новые требования с крахом «Лидера»: на прошлой неделе ЦБ отозвал лицензию у его расчетного центра – одноименной небанковской кредитной организации.

Новые условия существенно отразятся на бизнесе, так как страховки и гарантии имеют себестоимость, которая переносится на всех участников операции (банк-отправитель, банк-получатель, оператор), рассказывает Роготень. В итоге все это отразится в тарифах для потребителя, предупреждает Обаева.

ЦБ Таджикистана на запрос не ответил.