Банки перед кризисом запаслись наличной валютой

За месяц они ввезли более $6 млрд наличными – рекорд с 2014 г.
Максим Стулов / Ведомости

В марте банки ввезли в Россию рекордную за шесть лет сумму наличной валюты – $6,1 млрд, следует из данных Центробанка. Больше – $17,7 млрд – банки последний раз ввозили во время обвала рубля в декабре 2014 г. Поставки наличной валюты в марте выросли в 6 раз к февралю ($959 млн) и почти втрое к марту прошлого года ($2,7 млрд).

В основном банки ввозили наличные доллары – на $4,95 млрд. Больше долларов они ввозили только в декабре 2014 г. – $10,15 млрд. Поставки евро подскочили не так сильно – до 1 млрд, тогда как еще в октябре 2019 г., к примеру, банки ввезли 1,36 млрд евро.

Банки ввозят наличную валюту в основном для клиентов-физлиц – валютные транзакции компаний проходят в безналичном порядке, говорит старший экономист банка «Открытие» Максим Петроневич. В марте сильно подскочила волатильность на рынках, напоминает он, и банки в ожидании увеличения спроса со стороны населения увеличили ввоз наличных: «В условиях неопределенности банки традиционно готовятся к росту конверсионных операций населения».

В последние месяцы банки столкнулись с оттоком валютных вкладов. По данным ЦБ, россияне в марте забрали из банков $5 млрд. В апреле валютные вклады сократились еще на 1,1%, указано в обзоре ЦБ «Финансовый пульс», т. е. в абсолютном выражении отток мог составить еще около $1 млрд. С 1 по 19 мая вклады снизились еще на 0,6%, сообщал в пятницу ЦБ, но структуру оттока по валютам не раскрывал, напомнив лишь, что данные на середину мая не показательны. В конце месяца средства на счетах традиционно растут за счет начисления зарплат, пособий, пенсий и других выплат, объяснял регулятор.

Увеличивать объем доступной валюты банки заставил сильный спрос физлиц, согласен директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень: «С учетом того что обращение валюты внутри страны имеет ограниченный характер, корпоративный сегмент в меньшей мере заинтересован в увеличении такой наличности». Отток вкладов же был спровоцирован началом режима самоизоляции, а также новостями о введении налога на доход по крупным вкладам, полагает он.

В апреле повышенный спрос населения на наличность сохранялся, однако ввоз валюты скорее всего сократился, считает Пивень: банки могли заранее обеспечить себя валютой на случай реализации стрессовых сценариев и реагировать на колебания спроса за счет возможностей внутреннего рынка. Кроме того, стабилизация обстановки на валютном рынке могла подтолкнуть держателей валютных накоплений к продаже части накопленной подушки безопасности, допускает он. По мнению Петроневича, в мае – июне банки скорее всего сократят поставки: волатильность снизилась, а спрос на валюту в туристических целях из-за коронавируса в этом году будет снижен.

В марте наблюдалась активность клиентов в части валютно-обменных операций, подтвердил представитель Сбербанка: клиенты как покупали, так и продавали наличную иностранную валюту. Особенного спроса на наличную валюту в апреле и мае банк наблюдает.

Банки в марте приобретали дополнительную наличность из-за возросшей активности населения по снятию со счетов наличной валюты, а также для поддержания запаса валютной ликвидности в условиях распространения пандемии, говорит представитель ВТБ. По его словам, сейчас спрос населения на наличную валюту полностью стабилизировался и находится в рамках среднестатистических значений.

Рост востребованности валюты был вызван скачком курса валют, говорит директор департамента развития и эффективности розничного бизнеса Росбанка Владимир Коробов. По его словам, Росбанк наблюдал несущественное увеличение спроса на валюту около двух недель, но сейчас ситуация стабильна.

МКБ в марте не ввозил иностранную валюту: валютно-обменные операции клиентов проходили в штатном режиме, без повышенного спроса, отметил представитель банка.

«Опыт 2008–2009 и 2014–2015 гг. демонстрирует, что население всегда склонно увеличивать спрос на [наличную] валюту, будь то девальвационные настроения либо же желание защитить капитал от системного риска банков», – говорит начальник аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев. Тем не менее всплеск спроса не длится более 2–3 месяцев и по мере стабилизации валютного рынка настроения населения меняются, продолжает он. В апреле, вероятно, за счет стабилизации обменных курсов рубля спрос на наличную валюту существенно снизился и его размеры должны нормализоваться уже в мае, полагает Евстифеев. «Зенит» в апреле и мае не зафиксировал роста спроса на валюту.

Ситуация на валютном рынке сейчас стабильна, заявил во вторник, выступая в Госдуме, директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Алексей Заботкин (с 1 июня он станет зампредом ЦБ). По его словам, регулятор ожидает некоторого восстановления спроса на валюту со стороны импортеров, но спада туристического спроса на валюту: «Вместе с тем такая компонента спроса на валюту, которая была раньше весьма значимой во второй половине года, особенно летом, – это международные поездки, наверное, в этом году этой компоненты не будет» (цитата по ТАСС).