Пресса о расследовании гибели президента Total: Снегоуборщик занял ВПП «несанкционированно»

«Первый канал» опубликовал видео допроса водителя снегоуборщика, который объяснил, что потерял ориентир и не заметил, как оказался на ВПП; он не видел ни самолета, ни огней
Сергей Савостьянов/ ТАСС

Руководить следственной бригадой СКР, которая расследует катастрофу самолета президента Total Кристофа де Маржери во "Внуково", поручили старшему следователю по особо важным делам Михаилу Гуревичу. Как пишет "Коммерсантъ", он расследовал обстоятельства крушения под Смоленском Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. Издание также сообщает, что параллельные проверки обеспечения безопасности полетов начали Генпрокуратура, ФСБ и ФСО, поскольку аэропорт и особенно терминал "Внуково-3" часто используется первыми лицами России и других стран.

Источник "Ведомостей" в спецслужбах считает, что за нарушения в аэропорту, которым пользуется также правительственный авиаотряд, привлекать к ответственности будут, «невзирая на лица». Он назвал наивным предположение, что такая катастрофа могла произойти лишь из-за действий водителя снегоуборщика. По его мнению, в ближайшее время будет арестовано значительное количество управленцев разного ранга из «Внуково». Какие-либо кадровые перестановки в аэропорту произойдут только после того, как СКР сделает свои выводы о произошедшем, заявил источник РБК, близкий к "Внуково".

Версия о спешке пилотов, которые управляли Falcon с Кристофом де Маржери, не подтвердилась, сообщил РБК источник в управляющей компании "Внуково". По его словам, по окончании Консультационного совета по иностранным инвестициям вылеты бизнес-авиации происходили в рабочем порядке, "без толкотни".

Falcon-50EX де Маржери получил разрешение от диспетчера на вылет и в 23.57 20 октября начал разбег для взлета с взлетно-посадочной полосы номер 1 в условиях видимости 350 м. Снегоуборочная машина Schmidt оказалась перед самолетом примерно через 40 секунд после начала разгона, когда он уже начал отрыв от земли, пишет "Коммерсантъ". По сведениям издания, это произошло в районе пересечения ВПП-1 с другой взлетно-посадочной полосой. На большой скорости Falcon ударил уборщик левым крылом, перевернулся, упал и загорелся. 60-летний водитель снегоуборщика был в состоянии сильнейшего шока, пишет газета.

Водитель Владимир Мартыненко проработал в аэропорту 10 лет. На вопрос следователя, когда он оказался на ВПП, он ответил: "Когда я потерял ориентир и сам не заметил, как выехал на взлетную полосу. Ну будем считать, что выехал". Кадры допроса обнародовал "Первый канал", которому СКР передал эту запись. "Самолет шел на взлет, я его практически не видел, не слышал, потому что техника работает... И даже ни фонарей, ничего не было... Ну не видел я. И получился удар", - сказал Мартыненко.

Снегоуборочная машина "несанкционированно заняла ВПП", утверждает источник "Коммерсанта" в диспетчерских кругах. Диспетчер-стажер дала разрешение на взлет, потому что запрос на выход снегоуборщика ей не поступал. По словам собеседника издания, главный вопрос в том, работала ли в момент катастрофы система наземного радиолокационного слежения за объектами, находящимися на ВПП. В случае появления на полосе машины или самолета у диспетчера должно загораться световое табло "ВПП занята", объяснил он. Если система не работала, тогда диспетчер мог дать разрешение на взлет на основании переговоров с водителем машины или контролирующим его сотрудником по радиосвязи. Источник "Коммерсанта" не исключает, что такие переговоры были и возникло "некое недопонимание". Представитель Федерального профсоюза диспетчеров заявил газете, что правила категорически запрещают выезд техники на ВПП без разрешения. Там отметили, что диспетчер мог не успеть среагировать, даже если заметил на полосе снегоуборщика.

Ответственность за случившееся несет и диспетчер, считает другой информированный источник "Коммерсанта". По его словам, у сотрудников диспетчерской службы в распоряжении есть локатор обзора взлетного поля, на котором отражены все объекты, находящиеся на ВПП. И у диспетчера было порядка 25 секунд, чтобы дать команду на прекращение взлета с тем, чтобы самолет мог уйти на рулежную дорожку. Между тем источник газеты в диспетчерских кругах возразил, что "не всегда корректно отображает информацию на ВПП", поэтому раньше за полосой следили с помощью бинокля. Еще один информированный источник газеты сообщил, что во "Внуково" установлена современная нидерландская система контроля за ВПП, которая до сих пор не сбоила. В прошлом году в аэропорту была установлена система управления и мониторинга транспортом на основе "Глонасс", говорится в той же статье. "Коммерсанту" неизвестно, был подключен к ней снегоуборщик Schmidt. Источник в аэропорту сообщил, что система работала без сбоев.

Движение наземной техники на ВПП контролируют два человека - диспетчер старта и руководитель бригады водителей наземной техники, цитируют "Ведомости" президента Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергея Ковалева. «Наземная техника, в частности для уборки снега, выходит на полосу только в группе по несколько машин. Как правило, на время уборки аэродром закрывают, но также возможно проведение очистки от осадков и в значительные перерывы между полетами. Закончиться она должна за 5 минут до начала взлета или посадки», - объяснил он. Руководитель бригады должен доложить диспетчеру старта о том, что все машины ушли с полосы, и он отвечает за это. Диспетчер разрешает взлет или посадку самолету, когда он уверен, что полоса свободна, основываясь на докладе руководителя бригады, а также используя технические средства контроля и визуальный контакт. Он также лично несет ответственность за отсутствие препятствий на полосе, добавил Ковалев.

Официальный микроблог аэропорта "Внуково" сообщил, что расчисткой перрона и ВПП "занималась и занимается аэродромная служба ОАО «Аэропорт Внуково». "Ни ЗАО «Аэросервис», ни ООО «Аэросервис», ни ООО «Аэро-сервис» не занимались и не занимаются расчисткой перрона и ВПП", - подчеркнули в компании. Так "Внуково" прокомментировало сообщения СМИ о том, что произошли изменения в списке предприятий, работающих в аэропорту, и изменилось название "ООО «Аэро-сервис», которое, как указано на сайте аэропорта, занимается "предоставлением услуг по профессиональной уборке аэровокзального комплекса и воздушных судов аэропорта".

Источник РБК, близкий к "Внуково", сообщил, что весь транспорт на аэродроме (как самолеты, так и аэродромная техника) движется под руководством «диспетчера старта», который дистанционно на мониторе контролирует все происходящее на взлетно-посадочных полосах. Вице-президент профсоюза летного состава летчик Олег Приходько утверждает, что, когда самолет де Маржери шел на взлет, снегоуборочная техника чистила вторую, нерабочую полосу, передает РБК. По словам Приходько, выезд любой наземной техники на полосу происходит только с согласия диспетчера. Приходько считает, что у пилота Falcon не было возможности предотвратить столкновение: при скорости 250-300 км/ч у него было не более двух секунд на маневр.

Управляющий партнер компании «Джет фо ю» Евгений Чупров заявил Business FM, что в ночь на вторник "была очень плохая видимость, несколько самолетов даже ушли на запасной аэродром" и "ни диспетчер, ни пилот, ни водитель машины, скорее всего, просто не видели друг друга". Также он отметил, что к вечеру загрузка аэропорта бывает не такой высокой, как днем. "И персонал ну не то чтобы расслабляется, а все-таки нет такой концентрации сильной", - отметил Чупров.