Статья опубликована в № 3263 от 14.01.2013 под заголовком: Милые догмы

"Возвращение-2013": Повторение запрещено

Фестиваль «Возвращение» верен себе: за шестнадцать лет ни одного повтора в программе и каждый год новые участники
Суть фестиваля "Возвращение" - камерные ансамбли
Д. Абрамов / Ведомости

В этом году дружная компания участников традиционного январского фестиваля камерной музыки «Возвращение» пополнилась несколькими новыми фигурами. Среди вошедших в лигу избранных – виолончелист Александр Бузлов, пианисты Вадим Холоденко и Елена Лисициан. Все трое показали себя в первую очередь прекрасными ансамблистами, что на фестивале главное: львиную долю программы «Возвращения» составляют ансамбли.

Одним из неоценимых подарков в этом жанре стал Квинтет Танеева, исполненный в рамках завершавшего фестиваль «Концерта по заявкам». Заявка принадлежала скрипачу Борису Бровцыну, одному из самых серьезных «возвращенцев», интроверту, чью игру предпочитают ценители хорошего вкуса. С ним вместе сыграли пианист Яков Кацнельсон, Родион Петров на второй скрипке, альтист Андрей Усов и звезда фестиваля, неизменно обеспечивающая ему блеск, – виолончелист Борис Андрианов.

Квинтет Танеева, созданный в 1911 году, – одна из последних вершин большого академического стиля, которых музыка достигла на пороге свержения в пропасти ХХ века. Пятидесятиминутное сочинение дышит гордостью веков, стоящих за его плечами, оно несет в себе достоинство панорамной классико-романтической формы и многие секреты полифонии – чего стоит хотя бы бесконечно изобретательное Largo с повторяющимся рисунком баса. Эти секреты трактованы между тем бесконечно свободно и с любовью к звучанию инструментов, к чистому музицированию. Фестивальный ансамбль сыграл Танеева любовно, несуетно, мастерски и в духе истинно товарищеского взаимослышания.

Фестиваль сохранил в силе свои догмы – помимо воздержания от повторений это формирование программ сообразно избранным темам. Три темы этого года звучали так: «Путевые заметки» (произведения, сохранившие, подобно песням Грига из цикла «По скалам и фьордам», впечатления композиторов от путешествий), «Война» (сочинения, написанные во время войны, такие как Скрипичная соната Яначека, нетерпеливо ожидавшего в 1914 году вступления русских в Моравию), «Исход» (музыка, связанная с темой эмиграции, будь то Этюды-картины Рахманинова, покинувшего Россию в 1917 году, или Квартет Хиндемита, вынужденного эмигрировать из Германии в 1938-м).

Что несколько обидно, шестнадцатый фестиваль обошелся без специально заказанного современного сочинения, хотя мировая премьера формально имела место – таковой стала лаконичная, выдающая руку мастера Сицилиана Леонида Десятникова. Что приятно, фестиваль не изменил себе, оставшись верен и веселой музе: наряду с трагическими опусами игрались шутливые, а на закуску прозвучала Джазовая сюита Мартину, прекрасно отвечавшая настроению Старого Нового года.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать