Для реновации отеля Royal Evian потребовалось три года и участие лучших ремесленников и реставраторов

Как памятник belle epoque возвращает себе прежнюю славу
Royal Evian реставрировали 80 фирм, бюро Франсуа Шамсо и лучшие мастера Франции/ GUILLAUME DE LAUBIER

Проект комплексной реновации отеля-дворца, финансируемый группой Danone, возник несколько лет назад и начался со скрупулезных исторических и искусствоведческих поисков. Ведь амбициозная цель заключалась не просто в реконструкции здания, но воскрешении пресловутого аристократического art de vivre курортного городка Эвиан-ле-Бен, утраченного вместе с исчезновением моды на «водолечение». Для воплощения идей в жизнь потребовалось три года, участие 80 строительных и ремонтных компаний, дизайнерского бюро Франсуа Шамсо, а также лучших французских мастеров-ремесленников и реставраторов. Отель открыл свои двери в июле этого года, и оценить титаническую работу может любой желающий.

Ехать в Royal Evian стоит ради погружения в историю, медитации наедине с природой, исцеления души и тела, а пятизвездочный комфорт здесь просто приятный бонус. Магия места воспринимается интуитивно: опершись на чугунные перила террасы сьюта, вы чувствуете себя птицей. Буквально за секунды взгляд пролетает над изумрудными лужайками парка, пушистыми кронами вековых деревьев, крышами домов городка Эвиан-ле-Бен, безмятежной гладью озера Леман (известного большинству из нас как Женевское озеро) и на противоположном берегу различает очертания Женевы. Таким же завораживающим видом некогда любовались Игорь Стравинский, Мстислав Ростропович, Валери Жискар д’Эстен, Эдит Пиаф, Андре Моруа, Генри Киссинджер, Тьерри Мюг-лер, Клаудиа Кардинале и прочие знаменитости, в разное время проживавшие в Royal Evian.

Судьба отеля неразрывно связана с историей Эвиан-ле-Бен, известность которому принесло открытие целебных источников. Впервые о пользе местной воды заговорили в 1790 году, после излечения страдавшего болезнью почек и печени маркиза Лессерта. Однако настоящее паломничество европейской аристократии в Эвиан-ле-Бен началось в конце XIX века. Изысканной публике требовались особые условия, поэтому в 1904 году владелец минеральных источников «Акционерное общество минеральных вод Эвиан-ле-Бен» начинает строительство отеля-дворца с видом на Леман.

Royal Evian был открыт в 1909 г., его гостем должен был стать английский король Эдуард VII, который, впрочем, умер, так и не побывав во дворце. Грандиозный облик здания – творение архитектора Жан-Альберта Эбрара – призван был производить неизгладимое впечатление даже на сильных мира сего. Ныне Royal Evian – архитектурная классика, образец французского «стиля 1900-х годов», с характерными для него чертами: массивными деревянными конструкциями, богатой внутренней декоративной отделкой стен на аллегорическую тему четырех сезонов, живописными фресками с преобладанием холодного голубого, изумрудно-зеленого и бежевого тонов.

Верхний этаж Royal Evian, где располагались самые роскошные сьюты, первоначально был полностью деревянный. В ночь с 12 на 13 июля 1958 г. по причине, которая по сей день остается загадкой, последний этаж отеля был охвачен сильнейшем пламенем. На черно-белых фотографиях, запечатлевших трагедию и погорельцев, можно заметить французскую актрису русского происхождения Людмилу Черину и голливудского актера Эррола Флинна. В ту злополучную ночь они оба были среди постояльцев фешенебельных сьютов. Хотя последствия пожара ликвидировали, Royal Evian лишился частицы былого шарма из-за того, что крышу и верхний этаж сделали бетонными.

В наши дни эта досадная архитектурная погрешность исправлена. Современная реконструкция восстановила былую гармонию фасада. В интерьерах господствуют свойственные паласам начала XX века простор и монументальность. В общественных помещениях первого этажа – холле, гастрономическом ресторане Les Fresques, баре, салоне «Эдуард VII» – чувствуется аристократический дух ар-деко. В убранстве номеров и сьютов декоратор Франсуа Шамсо сделал акцент на вневременной элегантности и комфорте: винтажная мебель, деревянная отделка, современный текстиль и бело-серый каррарский мрамор прекрасно сочетаются между собой. Каждая деталь продумана, вплоть до фирменных этикеток для чемоданов «припудренно-голубого» цвета утренней дымки над озером Леман.

Постояльцам предлагается французское искусство бытия: от косметических средств Fragonard и уютных пледов Arpin в номерах до посуды Bernardaud, серебряных столовых приборов Christofle, фужеров Saint-Louis, одежды легендарной марки Courreges в бутике отеля и, конечно же, хорошо знакомой всем минеральной воды Evian.

Картину дополняют изысканные французские блюда в гастрономичес-ком ресторане Les Fresques и сервис «а-ля франсез», ведь персонал отеля полностью набран из жителей Эвиан-ле-Бен и его окрестностей, и все служащие прошли специальное обучение гостиничному делу.

В спа Royal Evian процедуры построены на целебных свойствах местной минеральной воды. Важно сказать, что в Эвиан-ле-Бен слово «вода» имеет почти сакральный смысл: ее пьют, ею лечатся, ею любуются. Понять это проще всего, спустившись на старинном фуникулере в город, побродив по городским улочкам, дойдя до знаменитого источника Каша, смешавшись с беззаботной толпой гуляющих по набережной Женевского озера.

За приятное проведение досуга отдыхающих в Royal Evian отвечает специальный департамент. К услугам постояльцев самые разнообразные активности: гольф, теннис, прогулки на корабле по озеру, многочисленные экскурсии, зимой – катание на горных лыжах, летом – полеты на воздушном шаре. Однако до самой главной культурной достопримечательности Эвиан-ле-Бен не надо ни ехать, ни лететь. От крыльца отеля до спрятанного в лесу окладис-того здания-амбара «Сеновал у озера» (La Grange au Lac) всего несколько минут ходьбы. Это удивительное сооружение появилось по инициативе Мстислава Ростроповича и бывшего президента группы Danone Антуана Рибу. Здесь с 1993 года стали проводиться знаменитые Музыкальные встречи в Эвиане. «Дача Ростроповича», как порой фамильярно французы называют концертную площадку в Эвиан-ле-Бен, была построена архитектором Патриком Бушеном всего за шесть месяцев. Вокруг возведения «Сеновала у озера» ходит немало интересных историй, о которых можно услышать из уст местных краеведов. Так, например, здание представляет собой легкую конструкцию, потому что расположено в заповедной природной зоне над прохождением подземных минеральных вод, а наклон зрительных рядов повторяет естественный наклон местности. Другая история гласит, что в Мурано архитектора Патрика Бушена осенила гениальная мысль – забрать никому не нужный хрустальный скол, который в дальнейшем пошел в дело: он украсил люстры, созданные другом Бушена, мастером по кринолинам.

Внутреннее убранство «Сеновала у озера» тоже уникально: в нем буквально все выполнено из древесины сосны и красного кедра; в зрительном зале на 1200 мест вместо привычных кресел деревянные скамейки; сцена декорирована стволами берез; с потолка спускаются шесть хрустальных люстр, а воздух напоен запахом свежего дерева. После периода простоя, с июля 2014 года здесь продолжилась славная традиция Музыкальных встреч.