Крупные корпорации создают молодежные комиссии

Как молодежь взбадривает советы директоров
Крупные компании создают комиссии из молодых специалистов/ PhotoXPress

General Electric (GE) производит множество разнообразного оборудования – от медицинских сканеров до электротурбин. А еще компания торгует шумом, который производит ее оборудование. Среди современных музыкантов такая библиотека звуков, от работающего завода до взлетающего самолета, крайне популярна. Приложение GE Sound Pack, где есть все эти сэмплы, скачали уже более 8 млн раз.

GE Sound Pack – только один из способов, с помощью которых GE создает себе в интернете образ инновационной компании. Приложение придумал 26-летний член совета GE по онлайн-технологиям. Эта структура напоминает мини-совет директоров. Его задача – помочь компании не отстать от последних трендов соцсетей, интернет-торговли и больших данных (big data).

Все больше американских компаний создают такие советы, чтобы в онлайн-мире быть умнее и быстрее конкурентов. Как правило, в совет входит шесть сторонних экспертов моложе 50 лет. Они регулярно собираются и поучают солидных топ-менеджеров, как достучаться до разных интернет-тусовок и какие появились новые маркетинговые инструменты – например, виртуальная реальность.

Руководство компании уверяет, что эксперты беспристрастно и честно оценивают онлайн-стратегию компании, советуют, кого бы стоило нанять, и снабжают контактами самых технологически продвинутых бизнесменов. Как минимум полсотни компаний из Fortune 500 учредили такие советы за последние пять лет, рассказывает соруководитель по подбору советов директоров хедхантинговой компании Egon Zehnder Джордж Дэвис-младший.

Примеру GE, Target, American Express и других будет следовать все больше и больше холдингов, предрекает он, ведь интернет становится все более многогранной проблемой, которую нельзя запускать.

Но компаниям не очень-то нравится, когда в совете директоров появляются молодые компьютерщики со своей культурой. Создание для них специального совета куда менее рискованно, рассуждает Сьюзан Штайнберг, президент PartnerCom. Ее консалтинговая фирма на пару с Egon Zehnder помогает искать специалистов для таких советов. Правда, не все эти структуры оказываются жизнеспособны. В Procter & Gamble совет протянул три года и был упразднен. Вместо этого холдинг заключил соглашение о стратегическом партнерстве со сторонними экспертами.

Совет по онлайн-технологиям GE собирается раз в квартал уже пятый год. Ради притока новых идей введена ежегодная ротация его членов. Среди них специалисты в самых разных сферах, от производства игр и интернет-сообществ до визуализации данных. Каждый из пяти советников получает «скромный гонорар», но насколько он скромен, в GE не раскрывают.

В 2014 г. самым юным членом совета была Кристина Сю, специалист по онлайн-культуре консалтинговой фирмы PL Data, которую сама же и организовала прошлой осенью. Сю – из тусовки фанатов электронной музыки и знает, что интересно музыкантам. Она сыграла важную роль в том, что музыкальный ролик, смонтированный из звуков работающего завода, превратился в целое приложение GE Sound Pack. Сю с радостью ухватилась за шанс посмотреть изнутри, как устроен международный гигант бизнеса: «Это был билет в мир, с которым я никогда не соприкасалась». Один из проектов, который придумал совет по онлайн-технологиям, был связан с празднованием в прошлом июле 45-летия высадки человека на Луну. GE разработала силиконовую резину, из которой была сделана подошва для ботинок астронавтов, и хотела подчеркнуть свой вклад в историческое событие. Была выпущена ограниченная партия ботинок, стилизованных под обувь космонавтов. Партия была выставлена на продажу в интернете 20 июля в 16.18 по североамериканскому восточному времени (именно тогда Apollo 11 коснулся поверхности Луны) по цене $196,90 за пару. Всю партию раскупили за семь минут, вспоминает Линда Бофф, исполнительный директор по глобальному бренд-маркетингу: «У этих советников как-то по-особому устроены мозги».

В Target совет по онлайн-технологиям основали в прошлом году. Аджаю Агарвалу, который руководит одним из офисов Bain Capital Venturesо, и трем другим советникам руководство холдинга пообещало, что не будет никаких «священных коров». Совет настоял, чтобы Target расширяла штат специалистов по обработке данных в новом офисе в Кремниевой долине быстрее, чем планировалось, и порекомендовала одаренных кандидатов, говорит руководитель по стратегии и инновациям Target Кейси Карл. Но между руководством компании и советом есть «некоторая творческая напряженность», признает он.

Например, прошлым летом члены совета зашли в магазин около штаб-квартиры холдинга в Миннеаполисе, где тестируются новые идеи – от разных способов выкладки продукции до раздачи на входе планшетов iPad, чтобы посетители смогли увидеть больше товаров, чем выставлено на полках. Члену совета Сэму Ягану, 38-летнему гендиректору Match.com, все это категорически не понравилось: слишком уж опытно-показательный магазин оказался похож на все остальные магазины. Он ожидал нечто более футуристическое, например, чтобы умные карты покупателя были привязаны к смартфонам. «Вы должны узнавать меня, как только я переступаю порог», – поучал Яган Карла, ведь с персонализированной картой «вы меняете мое потребительское поведение прямо в магазине». Яган продолжил разгром в тот же день на встрече совета, где собрались многие топ-менеджеры. Они явно чувствовали себя не в своей тарелке, вспоминает Карл: «Что ж, мы создали совет, чтобы люди вроде Сэма Ягана агрессивно пинали нас, заставляя развиваться».

WSJ, 9.06.2015, Антон Осипов