Российские работодатели повышают зарплаты редко, но метко – Antal Russia

И в этом они отличаются от международных компаний
В российских компаниях персонал оценивают от случая к случаю/ Е. Разумный/ Ведомости

Сотрудники российских компаний получают прибавку к жалованью реже, чем коллеги из международных компаний, но она более весома, показал опрос 8155 менеджеров и специалистов, проведенный рекрутинговой компанией Antal Russia. В этом году 55% зарубежных компаний повышали зарплату сотрудникам против 30% российских. Но больше половины иностранных работодателей (65%) увеличили оклады не более чем на 10%. В российских компаниях зарплаты если повышались, то более существенно: 29% респондентов сообщили, что их зарплата выросла в 2017 г. на 10–30%, а 33% опрошенных – что жалованье выросло более чем на 30% (в международных компаниях таких оказалось 16%).

23-летний Александр Борисов окончил Финансовый университет при правительстве России и пришел работать в Сбербанк на должность операциониста по обслуживанию юридических лиц с жалованьем 29 000 руб. в месяц. Через три месяца его назначили клиентским менеджером с окладом 45 000 руб. А через полтора года Борисов стал руководителем отдела продаж с зарплатой 105 000 руб. в месяц. Бывший руководитель Борисова – начальник отдела по работе с клиентами из малого бизнеса Сбербанка Максим Сергеев – вспоминает, что Борисов хорошо знал рынок и мог самостоятельно принимать решения по продуктам для клиентов, благодаря чему и получил повышение. Зарплату же в Сбербанке повышают, как правило, только при переходе на более высокую должность и люди стараются быстро продвигаться по карьерной лестнице, пояснил Сергеев.

Иностранные работодатели раз в полгода-год проводят оценку персонала и по ее итогам корректируют зарплаты, поясняет управляющий директор Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен. В российских компаниях персонал оценивают от случая к случаю, а повышение зарплат часто происходит бессистемно, отмечает он.

Западным работодателям нет нужды сразу намного повышать зарплаты, рассуждает Андрей Сафанюк, директор по персоналу компании OBI: у них она и так выше рынка в среднем на 15%. В иностранных компаниях принято как минимум раз в год проводить индексацию окладов, это правило диктует штаб-квартира всем филиалам. К тому же система должностных уровней, которая чаще встречается в международных, чем российских, компаниях, обязывает работодателей регулярно изучать среднерыночные зарплаты, чтобы заранее планировать бюджет и не терять ценные кадры, замечает Сафанюк. Российские компании, по его словам, часто принимают решение о повышении зарплаты под влиянием эмоций или когда ситуация заходит в тупик – например, если ценный сотрудник собирается уходить.

По оценкам управляющего партнера агентства «Контакт» Марины Тарнопольской, в российских компаниях решение о повышении зарплат часто принимается внезапно – когда, например, происходят скачки валютных курсов. По ее словам, суммарные прибавки в российских и международных компаниях сопоставимы, но сотрудникам хочется регулярности и стабильности, поэтому они более лояльны к иностранным работодателям, замечает эксперт.