Статья опубликована в № 4348 от 23.06.2017 под заголовком: Интервью с роботом

Как предприниматель из Санкт-Петербурга сделал робота для автоматизации массового рекрутинга

Новинкой уже интересуются крупные компании

«Добрый день, меня зовут Вера, я – робот, звоню по поводу работы». Услышав это в телефонной трубке, немногие прервут разговор. «Робот Вера» – сервис для подбора массового персонала, его придумал 27-летний предприниматель Владимир Свешников, основатель компании «Стафори».

Будущий предприниматель приехал в Санкт-Петербург в 2006 г. с Дальнего Востока. Получил диплом юриста в Финансово-экономическом университете и еще на четвертом курсе вместе со своим одногруппником Антоном Амосовым стал работать в компании «Смит Бридж», которая оформляла документы экспатам. Вскоре приятели поняли, что могут все делать сами. В 2009 г. они организовали компанию «Ферст стрит», которая занималась оформлением неквалифицированного персонала из СНГ. Позже они занялись аутсорсингом персонала, и к 2012 г. у них было два крупных клиента – сеть магазинов «Здоровый малыш» и «Дикси». Годовой оборот «Ферст стрит» составил 30 млн руб. в год, а в 2013 г. – 50 млн. Но вскоре Свешников понял, что не видит себя в аутсорсинге и хочет сделать технологический стартап.

Здравая идея

На «Бизнес ФМ» Свешников случайно услышал о компании «Толлентори» – интернет-площадке, или маркет-плейсе, на которой находят друг друга работодатели и рекрутеры, а она зарабатывает на комиссиях.

Предприниматель решил применить эту идею для массового рекрутинга. Партнером по стартапу стал Александр Ураксин, работавший в кадровом агентстве «Акмэ». Для разработки сайта пригласили программиста, вложили в дело 500 000 руб., и через год сайт был готов. Разработчику отдали 10% компании. Одновременно Свешников стал сам изучать программирование.

В мае 2015 г. новый стартап «Стафори» подал первую заявку во ФРИИ. И запустил на новом сайте массовый и индивидуальный рекрутинг, разместив рекламу в «Яндекс.Директе». Но в акселератор ФРИИ так и не попал – не смог предъявить выручку. Хотя идею оценили как «вполне здравую», но ее надо было подтвердить.

Поначалу ничего не получалось. «Мы готовы были все бросить, но я уже много времени посвятил программированию и не хотелось уходить из IT», – говорит Свешников. И они продолжали экспериментировать с сайтом, вложив в него 1,1 млн руб. С августа 2015 г. наконец пошли заказы, и к ноябрю им удалось заработать почти 100 000 руб. Тогда партнеры подали вторую заявку в акселератор ФРИИ, и их туда взяли. Вскоре три большие московские аутсорсинговые компании – «Альфа стафф», «Мастер стафф» и «СТС-групп» стали их клиентами, и к июню 2016 г. выручка выросла до 500 000 руб. ФРИИ инвестировал в «Стафори» 15 млн руб., получив в результате долю в 29%.

Люди-роботы

В июне к Свешникову обратились «Юлмарт» и магазин автозапчастей «Армтек». Одновременно на рынке появились конкуренты: HeadHunter открыл площадку «HR-спейс», а компания JungleJobs запустила площадку «Джубер». И вот когда «Юлмарту» потребовалось закрыть 200 вакансий кладовщиков, рекрутеров на всех не хватило, и Свешников с партнером сами взялись за обзвон. И поняли, что простые вопросы кандидатам в кладовщики может задавать обычный оператор. Они наняли для обзвона восемь человек.

Но люди плохо выдерживают однообразное общение и через некоторое время начинают общаться как роботы. Так у Свешникова появилась идея сделать программу-робота, которая может найти резюме, позвонить, узнать, нужна ли работа, и запомнить ответ.

В сентябре 2016 г. Свешников заинтересовался нейронными сетями – на Amazon, Google и «Яндексе» они есть в открытом доступе. И Свешников стал экспериментировать с нейронными сетями Yandex SpeechKit. Он подключил программу синтеза и распознавания речи к IP-телефонии, добавил автоматический поиск резюме, разработал сценарии диалога. После чего 100 звонков сделали операторы, а 100 – робот, и в обоих случаях было 20 откликов. Обзвон на маркет-плейсе также перевели на робота. Клиенты, впрочем, об этом не знали.

Осенью 2016 г. у компании было пять крупных заказчиков массового персонала на интернет-площадке. И Вера работала там вместо рекрутеров. Средняя выручка «Стафори» составляла тогда 500 000–600 000 руб. в месяц. В конце 2016 г. на площадку начали приходить заказчики с точечными заявками, и робот Вера стала работать с ведущими инженерами и IT-менеджерами вместо рекрутеров – но только на первом этапе. Сначала вопросы задавала Вера, а потом рекрутеры.

Собеседование с Верой

Робот Вера научилась проводить с кандидатом видеоинтервью. Она спрашивает имя у кандидата и переспрашивает, правильно ли она поняла. Задает вопрос о стаже работы. Разговор записывается, и кандидата можно заранее, еще до собеседования, посмотреть – как он реагирует и общается.

Тогда же у Свешникова возникла идея сделать для робота Веры интерфейс и продавать его как продукт. Начали с продажи недорогих пакетов – 400 звонков Веры за 450 руб. Человек делает 100 звонков за два дня, робот – за 30 минут. Вскоре партнеры поняли, что самое важное для клиента – те 20 человек, которые сказали да. А сколько сделано звонков – не важно. Продуктом должны были стать именно отклики, а не сам робот.

Впоследствии Вере добавили е-mail-рассылку вакансий для тех, кто не хочет разговаривать с роботом. Недавно Вера стала проводить с откликнувшимися кандидатами видеоинтервью.

Крупные клиенты

В этом году роботом Верой заинтересовались несколько крупных компаний. Потенциальным клиентам сначала предлагается бесплатное тестирование Веры на подборе трех вакансий, 70% после этого покупают продукт. По словам Свешникова, ФРИИ рекомендовал их компании МТС. Тестирование запустили в декабре и получили отклики по трем вакансиям в трех регионах. С начала 2017 г. от МТС поступают регулярные заказы на подбор операторов колл-центра и менеджеров по продажам.

Первые контракты были заключены в марте – апреле этого года с холдингом КДВ, «Алиди» и МТС. Группа компаний «Алиди» занимается дистрибуцией и логистикой в России, Казахстане и Белоруссии, у нее 6000 сотрудников. По словам руководителя рекрутингового центра «Алиди» Ирины Коршуновой, о роботе Вере они узнали из СМИ и пока ограничились пакетом за 70 000 руб. Компания тестирует технологию, чтобы понять, на каких вакансиях ее лучше использовать.

Как рассказал Свешников, основная часть крупных клиентов пришла по рекомендациям. Директор по персоналу PepsiCo Наталья Симбаева рассказала про робота Веру на конференции Avito, потому что Вера в тот момент тестировалась в PepsiCo. И роботом заинтересовалась Kelly Services.

«Эльдорадо» и Альфа-банк сейчас на этапе тестирования. IBS, «М.видео», МТС, Kelly Services, «Алиди», КДВ и PepsiCo купили первые пакеты откликов. Один крупный клиент приносит в месяц примерно 100 000 руб., и таких уже около 20. Минимальный пакет стоит 7500 руб. (50 откликов), его хватает для закрытия одной-двух вакансий. Максимальный пакет – 450 000 руб. (5000 откликов).

Директор дивизиона HR-реше­ний IBS Дмитрий Прохоренко говорит, что его компания подбирает массовый персонал для своих клиентов с использованием самых разных технологий. Одна из них – робот Вера, и впечатления от нее превзошли ожидания. Но основным источником привлечения Вера не станет – здесь иллюзий нет, считает Прохоренко. Не всем нравится говорить с роботом, еще не отработан диалог и проч.

А директор программы цифрового найма IBS Тарас Полищук оценил эффективность Веры в пересчете на одного оформленного кандидата, а не на откликнувшегося с первого раза. И робот оказался сопоставим или чуть дешевле ручного подбора. Отбирая резюме по базовым параметрам, Вера звонит почти всем, а рекрутер ищет. Рекрутер ищет более целенаправленно, делая намного меньше звонков, и финальная стадия достигается им намного быстрее.

Смелые планы

К апрелю этого года штат «Стафори» вырос до 20 сотрудников. В феврале выручка составила 90 000 руб., а в мае – уже более 1 млн. В июне «Стафори»рассчитывает заработать 2 млн руб.

Андрей Крылов, генеральный директор компании «Скиллаз», у которой автодозвон – только один из сервисов, сказал, что в Вере он не видит особой инновации, а робота рассматривает как удачную упаковку.

По мнению инвестиционного менеджера ФРИИ Никиты Юрьева, в настоящий момент технологии в сфере автоматизированного подбора персонала (HR-Tech) не настолько распространены, чтобы говорить об устоявшемся рынке с каким-то балансом спроса и предложения и оборотом. Потенциальный спрос на технологии подбора в России эксперт оценивает в 16 млрд руб., удовлетворяется он примерно на 1 млрд руб. То есть конкуренции на нем практически нет и все компании смогут заработать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать