Московским франчайзи раздадут по миллиону рублей

Насколько реально получить эти деньги
Варвара Гранкова

В Москве значительная часть малого бизнеса развивается по франшизе. В год по франшизе открывается 1500 новых точек, а к концу 2018 г. общее число кафе, ресторанов, магазинов, салонов франчайзи составило 11 500, по оценкам департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы (ДПиИР). В этих компаниях работает около 220 000 сотрудников, по данным Российской ассоциации франчайзинга. Всего в Москве представлено около 500 брендов франшиз, по данным ДПиИРа. Теперь франчайзи при открытии новой компании смогут получить от правительства Москвы субсидии – до 1 млн руб. на покупку оборудования. Заявки будут приниматься в сентябре и октябре. На вопрос, каков будет общий фонд субсидий, пресс-служба ДПиИРа не ответила. «Ведомости» выясняли, кто сможет рассчитывать на финансовую поддержку московских властей.

В кредит, в лизинг, на свои

Правительство предусмотрело три вида поддержки. Если франчайзи покупает оборудование за свой счет, то власти возместят ему до 25% затрат. Предприниматель также может покрыть часть расходов на оплату по договору лизинга и на оплату процентов по кредиту. На покупку российского оборудования субсидии выше. Субсидия покроет 25% расходов на платежи по договору лизинга иностранного оборудования, а российского – 35%. Либо франчайзи возместят проценты по кредитам на оборудование: до 7,25%, в пределах ключевой ставки при приобретении иностранного оборудования и до 12,25% – российского. Субсидию можно получить только один раз, а максимальный размер субсидии составит 1 млн руб., говорится в постановлении правительства Москвы.

Покупка оборудования – одна из главных статей расхода для франчайзи. Например, в Москве на открытие кафе Subway площадью 75 кв. м в среднем требуется 4,5–5 млн руб. и почти половина этой суммы – около 2 млн руб. – уйдет именно на покупку техники, говорит директор по франчайзингу сети Олег Протопопов. По его словам, в Москве спрос на франшизы Subway самый большой по стране – в городе просто больше состоятельных людей, которые могут инвестировать в бизнес. У франчайзинговой сети более 500 кафе в России, из них около 100 – в Москве, сказал Протопопов. Льготы и субсидии на покупку оборудования стали бы хорошим подспорьем для начинающих франчайзи, считает он.

Пройти по конкурсу

На льготу могут рассчитывать те компании, которые работают по франшизе не более года, говорится в постановлении. При этом получатель льгот должен минимум за полгода зарегистрировать юрлицо или ИП.

Чтобы получить субсидию, нужно предоставить правительственной комиссии пакет документов: годовую бухгалтерскую отчетность, данные о численности сотрудников, их зарплатах, отчет об уплаченных налогах и проч. Кроме того, франчайзи должен предоставить документы, подтверждающие покупку оборудования. А комиссия правительства приедет к нему в офис и проверит, пользуется ли техникой предприниматель, говорится в постановлении.

Есть существенное ограничение: согласно постановлению правительства подать заявку на льготы может только предприниматель, который работает по договору коммерческой концессии. Однако большинство франчайзеров (около 60%) работают с франчайзи по агентскому или лицензионному договору, знает гендиректор компании «Франкон», владелец портала Franshiza.ru Нина Семина. Власти Москвы таким образом хотят обезопасить себя от мошенников и франшиз-пустышек, но, с другой стороны, не дают шанс компаниям, которые используют другие виды договоров, считает она.

Деньги не будут просто раздавать – среди претендентов будет организован конкурс. Кто наберет максимальное число баллов, тот и получит субсидию. Критериев оценки много: баллы выставляются за фонд оплаты труда, за соотношение уплаченных налогов и запрошенной суммы субсидии, за длительность договора концессии и т. п. Например, для максимальной оценки предприниматель должен за год потратить на зарплаты более 600 000 руб. и заплатить 700 000 руб. налогов. Тогда ему дадут 1 млн руб. При равных баллах преимущество получит тот, кто раньше подал заявку.

Что можно сделать на миллион

Протопопов вспоминает, что подобные программы поддержки франчайзи уже запускали власти других регионов – в Ростовской области, Краснодарском крае, Самарской области и др. Однако франчайзи Subway даже не успевали ими воспользоваться – фонд субсидий был настолько маленьким, что все деньги заканчивались за неделю, утверждает Протопопов. Если в Москве фонд будет большой и правительство проведет широкую рекламу, то спрос на франшизы может вырасти до 30%, по его прогнозам.

Субсидия в 1 млн руб. существенна для небольшого бизнеса, например кофейни с инвестициями для открытия до 5–6 млн руб., говорит старший вице-президент «Росинтер ресторантс холдинг» Эрнесто Гонсалес. Но, например, для открытия ресторана «IL патио» необходимо минимум 15 млн руб., а стоимость оборудования, которое можно было бы взять в лизинг, составляет не менее 5 млн руб. и субсидии в 1 млн руб. не хватит, продолжает Гонсалес.

Основатель сети парков виртуальных развлечений ARena Space Василий Рыжонков считает, что львиная доля субсидии уйдет на сбор документов, отчетность и подготовку к проверкам. Субсидии ставок по кредитам вообще не будут пользоваться спросом – банки не дают ссуды начинающим франчайзи, потому что считают такой бизнес слишком рискованным, говорит Рыжонков. Как правило, франчайзи берут оборудование в лизинг с удорожанием в 25–35% годовых. И самым полезным было бы субсидировать ставки по договору лизинга, чтобы предприниматель платил не больше 5–7% годовых, говорит Рыжонков.

«1 млн руб. принципиально не меняет ситуацию, но может помочь начинающим игрокам, открывающим студии и небольшие клубы», – говорит Николай Прянишников, генеральный директор «Русской фитнес группы» (бренды World Class, UFC Gym’s). Инвестиции в большой клуб с бассейном World Class, по оценкам Прянишникова, составляют 100–200 млн руб. В 15–20 млн руб. обойдется студия UFC Gym Class. Франчайзи сейчас каждый миллион считают, говорит Прянишников. «Проектов сегодня у нас много, но они развиваются медленно. У многих франчайзи реально нет денег, нужны стимулы», – отмечает он.

Вымирающий бизнес

Рост популярности франшиз объясняется тем, что в условиях экономической нестабильности предприниматели не хотят рисковать и выбирают уже опробованные идеи, говорит Семина. В последние годы франшизы в Москве все чаще приобретают предприниматели, которые приезжают из других городов, знает она.

Однако успех не гарантирован. Компании, работающие по франшизе, имеют высокую смертность, говорит омбудсмен по защите микробизнеса и самозанятых граждан Дмитрий Потапенко.

Высокую смертность начинающих франчайзи Потапенко объясняет ментальными ошибками как продавцов, так и покупателей франшиз. Покупатели относятся к этому бизнесу слишком легкомысленно. Между тем покупка франшизы – крайне дорогой бизнес. Помимо роялти франчайзи несет еще множество прямых и косвенных затрат: на маркетинг, обучение персонала, брендирование, многие по договору обязаны делать закупки у поставщиков, рекомендованных владельцем франшизы. Потапенко указывает на то, что потребительский спрос падает уже шесть лет, а продавцы франшиз по-прежнему придерживаются бизнес-модели, выработанной в годы роста рынков. Они берут роялти, а честнее и гибче было бы брать процент от прибыли, говорит Потапенко.

Владелец франшизы дает франчайзи готовый пакет документов, напоминает Юрий Поспеев, партнер адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры». По словам Поспеева, франчайзи часто невнимательно читают документы – и напрасно. Нужно обратить внимание на условия расторжения договора коммерческой концессии владельцем франшизы. Поспеев говорит, что ему приходилось сталкиваться с расторжением договора из-за «резких и неприятных запахов». Кроме того, договор коммерческой концессии может содержать условия о разных штрафах за самые мелкие нарушения со стороны франчайзи. Или же в договоре коммерческой концессии нет механизма, позволяющего франчайзи влиять или ограничивать цену товаров, которые он обязан приобретать у франчайзера или рекомендуемых им поставщиков. Если владелец франшизы будет бесконтрольно поднимать цены, франчайзи лишится части прибыли, отмечает Поспеев. Франчайзи невнимательно читают документы и не соблюдают всех требований. Но систематические нарушения условий договоров приводят к расторжению договора франчайзинга владельцем франшизы, сказал Поспеев.

Если команда франчайзи изучила бизнес, слушает рекомендации, у них все получается. А если пытается изобрести велосипед, показатели страдают, говорит Прянишников.