Как заработать на съедобной рассаде гороха, подсолнечника и редиски

Рестораторы, безработные и матери в декрете обзаводятся домашними фермами
Павел Паходин и Антон Бельтюков начали бизнес с выращивания зелени на балконе /Личный архив

Чтобы вырастить рассаду гороха на подоконнике, нужно около недели, говорят предприниматели из Кирова Павел Паходин и Антон Бельтюков. «По вкусу рассада гороха ничем не отличается от молодых стручков», – уверяет Бельтюков. По их словам, дома можно разводить 36 видов салата и травянистых растений. Уход за ними занимает пару часов в день, а себестоимость одного контейнера-лотка с зеленью не более 15 руб. Если разом засеять 135 контейнеров и продать их оптом, за неделю можно заработать около 20 000 руб. Но на подоконник их уже не поставишь – для таких объемов нужна домашняя ферма. Их и выпускает основанная Паходиным и Бельтюковым в 2016 г. компания «Сеем семена». Ферма представляет собой металлический стеллаж, на котором установлены поддоны, оборудование для подачи и слива воды, фитолампы, вентиляторы, таймеры и др. Самая миниатюрная – размером с коробку из-под сапог, самая большая – с платяной шкаф. Стоят установки от 25 000 до 160 000 руб. Выручка «Сеем семена» за первые 10 месяцев 2019 г. превысила 8 млн руб., рентабельность составляет около 38%.

Подсолнух на балконе

В 2016 г. 40-летний выпускник лесопромышленного колледжа и бывший специалист по продажам стройматериалов Бельтюков увидел в гостях проростки подсолнуха и загорелся идеей вырастить такие же на своем балконе. Он купил в строительном магазине стеллаж, вентилятор, фитосветильник и пластиковые плошки и вместе с приятелями построил простейшую ферму для зелени. Но семена оказались старые, пересушенные, и первый посев не взошел. Антон заказал семена на cпециализированных сайтах и стал ждать, взойдет ли подсолнечник на этот раз. Взошел. Урожай Бельтюков собрал через неделю. Увлекшись процессом, он попробовал выращивать на балконе рассаду трав, бобовых, злаков и овощей. Ее называют микрозеленью. По вкусу она напоминает свежую зелень и содержит те же витамины, что и взрослые растения, но собирать урожай можно несколько раз в месяц, рассказывает Бельтюков. Попутно Бельтюков снимал видео о своей домашней ферме и выкладывал ролики на YouTube. Его хобби заинтересовался приятель Павел Паходин. У него прежде в Кирове была маленькая фирма, торгующая мебелью, а потом компания грузоперевозок, обе закрылись. Паходин изучил рынок микрозелени в Европе и понял, что из фермы на балконе может получиться бизнес. Продавать решили не проростки, а установки и товары для их выращивания: коврики, подложки, семена, банки для проращивания и др. Так проще развивать бизнес, были убеждены партнеры. Науку и производство взял на себя Бельтюков, финансы и поиск заказчиков – Паходин.

/Личный архив

Конструктор фермы

На старте в предприятие вложили около 50 000 руб. Подготовительный период занял полтора года. Паходин и Бельтюков искали, где можно закупить недорогие, но качественные и, главное, безопасные детали. Сначала проверяли, как электрические компоненты переживут полив и можно ли оставлять такую систему без присмотра, рассказывает Паходин. Потом партнеры тестировали оборудование, проверяли, не портит ли оно вкус выращенной зелени. Сейчас 80% деталей Бельтюков и Паходин закупают за границей, в основном в Китае. На предприятии работает 15 специалистов, в том числе электрик и электронщик. Конструкция ферм радикально обновлялась четыре раза за три года.

Партнеры получили сертификат соответствия качества на низковольтную продукцию и сертификат соответствия Таможенного союза. Процедура оформления заняла около месяца, вспоминает Паходин. Одновременно с этим партнеры запустили интернет-магазин и завели группы «Сеем семена» в соцсетях. Сейчас у их канала на YouTube более 2300 подписчиков, самое популярное видео посмотрело примерно 26 000 человек.

Бельтюков и Паходин ждали, что их фермы будут покупать основные потребители микрозелени – кафе и рестораны. Поэтому планировали производить сложные модели, с датчиками и возможностью управления через интернет. Но первые заказы делали обычные граждане, смотревшие ролики Бельтюкова на YouTube. Одни растили зелень для себя, другие – на продажу в рестораны и кафе. Часто люди таким образом подрабатывают, поясняет Паходин. По словам Бельтюкова, оптовая цена лотка с микрозеленью составляет примерно 150 руб. На ферме с пятью секциями помещается 135 контейнеров. Таким образом, можно выращивать до 500 контейнеров в месяц.

Но для розничных клиентов пришлось максимально упростить конструкцию. В Бельтюкове, по его словам, проснулся изобретатель. Он хотел, чтобы конструкции можно было собирать без инструментов и лишних проводов. На каждой полке фермы установили низковольтные электрические шины, к которым напрямую подключаются светильники и вентиляторы. Количество полок-секций, светильников и контуров полива определяют сами покупатели. Использовать можно и биогумус, и гидропонику.

/Личный архив

Салат полярной ночью

Виталий из Севастополя более 10 лет работал в ресторанах: официантом, администратором, сотрудником кухни. А большую ферму для микрозелени на 135 контейнеров он купил для матери, временно оставшейся без работы. Рассада ее не увлекла, и Виталий решил сам заняться выращиванием. Он говорит, что на микрозелени зарабатывает те же деньги, что и в ресторане. Только раньше он работал полный день, а сейчас по два часа в день, говорит Виталий. Он уволился и планирует зарегистрировать юрлицо.

Светлана из Мурманска купила ферму во время декретного отпуска. Ее компания «Микрозелень ем» сотрудничает с местными шеф-поварами. По ее словам, в Мурманске сейчас начинается полярная ночь и продажи резко выросли. На Севере очень популярны свежие овощи и зелень, обычно их возят в Мурманск из Санкт-Петербурга, говорит она. По словам Паходина, среди их клиентов много северян. Только в Якутск и Мирный продано шесть установок, говорит он. Чаще всего закупают ферму с пятью секциями и светильниками. Средний чек составляет 100 000–110 000 руб.

Экспериментальная редиска

В 2018 г. Паходин начал вкладывать деньги в интернет-рекламу – в среднем 40 000 руб. в месяц. Ее специально настраивали для корпоративных клиентов: ресторанов, агрохолдингов и магазинов здоровой пищи.

В 2019 г. рекламу «Сеем семена» увидели представители агрохолдинга «Московский», который как раз собирался развивать новое направление – выращивание микрозелени. Понадобились установки для рассады и информация о технологии, рассказывает управляющий – главный технолог по производству зеленных салатных линий агрокомбината «Московский» Андрей Радченко. Предприятие закупило две фермы, получило консультацию у Бельтюкова и Паходина (те выезжали к заказчику) и теперь выращивает проростки овощей. Редис растет отличный, шутит Радченко. Но будут ли следующие закупки ферм, компания не сообщила.

По словам Паходина, на корпоративных заказчиков сейчас приходится до 60% продаж ферм. В месяц рестораны и магазины заказывают около 10 ферм.

Элемент интерьера

Генеральный директор компании Restconsult Сергей Миронов говорит, что рестораны не часто закупают фермы для микрозелени и делают это в основном ради имиджа. В ресторане с хорошей посещаемостью эту зелень съедят за полдня, убежден он. Отчасти это подтверждают истории ресторанов, уже закупивших фермы для зелени у компании «Сеем семена». По словам Паходина, ресторан «Белинский» в Нижнем Новгороде использует ферму с микрозеленью как элемент интерьера, а ресторан Swiss Hotel закупил эти установки по требованию головной компании в Европе. Представители обоих ресторанов факты закупок подтвердили.

Миронов не видит больших перспектив роста продаж ферм. Он предполагает, что в конце концов предпринимателям придется перейти от продаж установок к выращиванию микрозелени. Миронов указывает, что сейчас нужно развивать сбыт в регионах. Паходин говорит, что фермы представлены в 40 городах России. Киров удачно расположен – удобно доставлять товары в разные регионы, поясняет он. В 2018 г. выручка компании составила 3,4 млн руб.

Набор дилетанта

В 2019 г. предприниматели занялись расширением розничной клиентуры. Они запустили производство наборов «Старт» для тех, кто хочет выращивать зелень на подоконнике, но еще не готов устанавливать ферму. Набор в базовой комплектации с 11 видами семян, без светильника и поддона, стоит 3200 руб. «Стартов» продается почти по 40 штук в месяц, говорит Паходин. Выручка выросла почти втрое. На фермы сейчас приходится примерно 35% продаж. Остальное – наборы «Старт», семена, коврики и другие расходные материалы.

Однако с подготовкой «Стартов» к старту пришлось помучиться. Всхожесть закупленных в Европе семян составляла около 95%, но это нужно было подтвердить. Люди не стали бы покупать наборы, если бы посевы не всходили. Помог дипломник Вятской сельхозакадемии, который как-то пришел в «Сеем семена» и рассказал, что собирается писать диплом об установках для выращивания микрозелени. Предприниматели поняли, что это очень полезное знакомство, и дали студенту несколько ферм. Сейчас они стоят в лаборатории сельхозакадемии, предприниматели вместе со студентами снимают учебные ролики. А один из студентов сельхозакадемии – африканец из Конго даже переводит ролики на французский, говорит Паходин. Благодаря знакомству Бельтюков и Паходин получили возможность проводить лабораторные исследования семян на всхожесть и экспериментировать с технологиями.

А в 2018 г. одна итальянка из Римини заказала ферму по интернету. Потом она сама предложила показывать ее другим потенциальным покупателям. В Европе есть аналогичные установки, но они гораздо дороже, поясняет Паходин. Сейчас воодушевленные предприниматели пытаются получить экспортные сертификаты, чтобы начать поставки за рубеж.