Пошел на поправку

После годичного перерыва «АвтоВАЗ» вновь стал составлять отчетность по МСФО. Это поможет ему привлечь инвесторов
Бывшим руководителям «АвтоВАЗа» Владимиру Артякову (в машине) и Игорю Есиповскому не удалось в одиночку вывести завод из кризиса/ media.lada-auto.ru

Как говорится в отчете за 2006 г. (имеется в распоряжении «Ведомостей»), выручка «АвтоВАЗа» по сравнению с 2005 г. выросла на 15% – со 159 млрд до 184 млрд руб., чистая прибыль составила 3,534 млрд руб. ($130 млн) против убытка 673 млн руб. в 2005 г. Прибыль от основной деятельности выросла на 88% и достигла 9,368 млрд руб. ($344 млн). Последний раз компания публиковала международную отчетность за 2004 г. Тогда чистая прибыль предприятия составила 4,2 млрд руб. ($169 млн по сегодняшнему курсу) против 2,9 млрд руб. в 2003 г. «Мы хотим быть более понятными для инвесторов», – объясняет представитель «АвтоВАЗа». Ведь сейчас завод нуждается в инвестициях в новые проекты, напоминает она.

2005 год был последним, когда предприятием управляла команда Владимира Каданникова, а затем ее сменили выходцы из «Рособоронэкспорта». Менеджеры госпредприятия поначалу не раз заявляли о том, что сами выведут завод из кризиса. Они также надеялись получить до $5 млрд из инвестфонда, отмечает аналитик «Капитала» Михаил Пак. Но ни того ни другого сделать не удалось. А переговоры с потенциальными инвесторами – Renault и Fiat до сих пор не принесли результатов.

Убытки 2005 г., отмечает аналитик Deutsche UFG Наталья Воднева, объясняются падением выручки на 0,6%. Из-за весеннего кризиса сбыта предприятие заморозило цены и сократило производство, но сдержать рост затрат не смогло. К 2006 г. спрос на вазовские автомобили восстановился, что позволило поднять цены. А расходы тем временем выросли умеренно – со 135 млрд до 152 млрд руб., отмечает Воднева.

Но по рентабельности «АвтоВАЗ» отстает от российских конкурентов. В 2006 г. рентабельность компании по EBITDA составила 9%, тогда как у группы «ГАЗ» этот показатель равен 11%, а у «Северсталь-авто» – 13%. А рентабельность по чистой прибыли у «АвтоВАЗа» и вовсе исчезающе мала – 2%, констатирует Кирилл Чуйко из «Уралсиба». Ведь заводу надо снижать цены на автомобили, при том что издержки продолжат расти.

Возможно, поэтому «АвтоВАЗ» в нынешнем году стал искать иные источники доходов. В отчете говорится, что в мае акционеры «GM-АвтоВАЗа» решили выкупить 65 524 акции предприятия. «АвтоВАЗ» за свою долю получит 804 млн руб., при том что чистая прибыль СП за 2006 г. составила 798 млн руб. «Интерфакс» со ссылкой на председателя совета директоров «GM-АвтоВАЗа» Виктора Баунова сообщил, что акции приобретались пропорционально у всех акционеров. А решение о выкупе было принято для изыскания средств на финансирование инвестпроектов «АвтоВАЗа».

Государственная экономия

В 2007 г. «АвтоВАЗу» удалось списать реструктурированную задолженность перед государством на сумму 1,64 млрд руб. В отчете говорится, что 16 апреля МИФНС № 2 по крупнейшим налогоплательщикам списала заводу пени и штрафы по платежам в пенсионный фонд и фонд социального страхования в размере 1,14 млрд руб., а 31 мая – пени и штрафы по налогу на прибыль (500 млн руб.). Кроме того, к 2006 г. ФНС предъявила предприятию различные претензии на 1,59 млрд руб. Но в ходе судебных процессов их размер снизился до 255 млн руб. Эту сумму предприятие и уплатило в бюджет в июне 2007 г.