Не деньги, так репутация

К 2008 г. число российских бизнес-школ, аккредитовавших свои программы в международной ассоциации AMBA, достигло семи. Денег на этом членстве им пока не заработать

Процесс аккредитации российских школ в AMBA (Association of MBAs) активно идет третий год. В прошлом году ее получили программы Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) при АНХ и Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) – также при АНХ. Этой весной к ним может добавиться ВШМ СПбГУ, сообщили «Ведомостям» в AMBA, еще несколько школ заявили о намерениях.

ВШМБ, рассказывает ректор школы и президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Леонид Евенко, потратила на подготовку отчетов и аккредитацию почти полтора года. «Ассоциация проверяла, есть ли отбор студентов, конкурс среди преподавателей, занимаются ли они исследовательской работой и насколько активно ее результаты используются в учебном процессе, есть ли связь с выпускниками», – рассказывает Евенко. ВШМБ пришлось внести изменения в процесс обучения.

В свое время этот путь прошел ИБДА, говорит ректор школы Сергей Мясоедов. «Например, мы поменяли систему оценки слушателей и теперь учитываем выполнение классных и домашних заданий, а также участие в дискуссиях. Кроме того, стали регулярно организовывать встречи с выпускниками, благодаря чему поняли, какие блоки нужно усилить», – рассказывает он.

Невидимые преимущества

Однако заработать больше, став членом престижной ассоциации, отечественным бизнес-школам будет непросто. Российские студенты пока не разобрались, что такое AMBA или другие ассоциации, свидетельствуют данные опроса Begin Group, проведенного осенью 2007 г. Респондентам предлагалось по пятибалльной шкале оценить степень значимости того или иного фактора при выборе программы. Наиболее важными оказались ее содержание/специализация (4,5), репутация школы (4,4), преподавателей (4,4), вуза, при котором существует бизнес-школа (4,3), и наличие у программы зарубежной аккредитации (4,1). Однако далеко не все смогли назвать аккредитующие организации и объяснить их роль, говорит Алла Жаворонкова, руководитель группы по работе с бизнес-школами компании.

Насколько важны имя преподавателя и репутация вуза, на базе которого работает школа, можно видеть при анализе стоимости программ. По данным Лиги MBA, наиболее высокая цена за обучение – 700 000 руб. – в Высшей школе менеджмента (ВШМ) ГУ-ВШЭ, которая, по словам ее декана Сергея Филоновича, в международные ассоциации вступать не собирается, и без них развивая международное сотрудничество.

Ректор Санкт-Петербургскoго международного института менеджмента (ИМИСП) Сергей Мордовин соглашается, что пока соотношение усилий, потраченных на получение аккредитации, и повышения вследствие этого привлекательности школы не в пользу аккредитаций. Для аккредитующих организаций выдача аккредитации – хороший, большой бизнес, не сомневается Сергей Филонович.

Важные иностранцы

Другой важной особенностью спроса на российском рынке бизнес-образования является высокая степень востребованности международного компонента. Об этом говорит опрос 450 посетителей тематических МВА-выставок, проведенных Begin Group в Москве и Санкт-Петербурге в 2007 г. 54% желающих получить MBA в России предпочли бы программу с выдачей двух дипломов (второй – иностранный). Только иностранный нужен 24%, примерно столько же хотят государственный диплом. Однако 84% опрошенных хотели бы, чтобы преподавание велось на английском языке.

В России представлено восемь западных бизнес-школ. Некоторые предлагают свою программу с выдачей международного диплома, другие – совместную, по итогам которой может выдаваться два диплома или только российский и сертификат иностранного партнера (может быть иное оформление).

Программ двух дипломов – пять, но спрос на них, по информации исполнительного директора компании MBA Consult Виктории Пралич, повышенный. Хотя они одни из наиболее дорогих (см. таблицу). Однако, объясняет первый проректор ИЭФ «Синергия» (имеет программу двух дипломов с University of Durham Business School) Светлана Жильцова, высокая цена связана с гонорарами западным преподавателям и отчислениями зарубежному партнеру. На доходы российской стороны высокая стоимость программы не оказывает серьезного влияния, говорит она.

Запад и Восток

С другой стороны, программа двух дипломов с известной зарубежной школой свидетельствует о соответствии программ российской школы международным стандартам, считает Евенко. Без признания международного статуса сделать совместную программу с крупнейшим учебным заведением, да еще и с выдачей двух дипломов, невозможно, уверена Жильцова: «Только аккредитация позволила нам равноправно говорить с рейтинговой бизнес-школой».

«Синергия» первой аккредитовала свою программу в AMBA в 2001 г., а совместную с University of Durham Business School – только в 2006 г., и до соглашения ВШБ СПбГУ с HEC (подробнее см. статью на стр. В1) это была единственная в России программа двух дипломов со школой, входящей в топ-100 рейтинга FT (в рэнкинг 2008 она не вошла).

ВШМБ, рассказывает Евенко, аккредитовавшись в AMBA, планирует сделать совместную программу с Grenoble Ecole de Management. «Без этого в ведущих западных школах с нами просто не стали бы говорить и смотрели с подозрением», – считает он.

«Я знаю, что некоторые руководители российских бизнес-школ не хотят вступать в международные ассоциации. Но если вы хотите сделать школу международного уровня – у вас нет другого пути», – добавляет он.

Дорогая репутация

По данным РАБО, ежегодно в России государственный диплом MBA получают около 5000 человек. В последние годы, по информации Жаворонковой, спрос на эти услуги стабилен. В то же время количество программ постоянно увеличивается, что приводит к росту конкуренции. По ее мнению, получение международного статуса говорит о том, что школы ищут свои ниши, новые конкурентные преимущества.

Аккредитация – один из важнейших факторов укрепления бренда на рынке, подтверждает вице-президент бизнес-школы «Мирбис» Елена Зубкова. «После нее иностранные профессора и преподаватели охотнее соглашаются читать не только отдельные лекции, но и целые учебные модули, возрастает интерес западных школ к проведению совместных исследований. Это, в свою очередь, делает программы самой школы более привлекательными для слушателей», – добавляет она.

Евенко ожидает, что из 50 российских школ международный статус получат не более 10–15.

К завершению этого процесса слушатели будут лучше разбираться в ситуации на рынке бизнес-образования и понимать, чем обусловлены премиальные цены на программы, надеются руководители школ бизнеса.

Пионеры

Российские школы, аккредитованные в AMBA

– Высшая школа международного бизнеса – Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ – ЛИНК – ИМИСП (Санкт-Петербургский международный институт менеджмента) – «Мирбис» – Московская школа социальных и экономических наук – «Синергия»