Игра в кубики

В 2000 г. банкир Юрий Белонощенко поддержал жену Евгению, решившую вместо аудиторской компании открыть небольшой детский клуб. В итоге возникла сеть «Бэби-клуб» и неплохой бизнес, который теперь интересен и самому бывшему банкиру. В 2008 г. выручка компании превысила $1,2 млн
М.Стулов

Мысль о том, как было бы прекрасно открыть детский клуб, впервые пришла в голову Евгении Белонощенко, когда она подержала в руках развивающие кубики Зайцева и познакомилась с его методикой. Эта мысль вступала в противоречие с бизнес-планами семьи: родители Евгении подарили ей небольшое помещение, надеясь, что она создаст аудиторскую компанию. Но муж Евгении, профессиональный финансист (Юрий Белонощенко восемь лет проработал в «Тройке диалог»), поддержал идею детского клуба сразу. «Он давно понял, что бухгалтерия – это не мое», – улыбается Евгения.

В августе 2009 г. «Бэби-клуб» запускает проект франчайзинга. Стоимость франшизы на пять лет – 500 000 руб. Роялти в 5% от ежемесячной выручки, но не менее 5000 руб. и не более 15 000 руб. Предусмотрены скидки на мультиоткрытие. Бизнесмены Белонощенко убеждены, что срок окупаемости франшизы – 12–18 месяцев, а чистая прибыль от клуба составит 100 000–150 000 руб. в месяц. Открытие клуба, включая покупку франшизы и оборудования, обойдется будущему владельцу в 1–1,5 млн руб.

Первый клуб будущей сети открылся в Самаре в 2000 г. 20 000 руб. стартовых вложений, по словам предпринимателей, были потрачены на мебель и учебные пособия. А вот развитие бизнеса потребовало инвестиций: за девять лет в «Бэби-клуб» было вложено около $2 млн.

Бэби-клоны

Полгода Евгения занималась с детьми одна и даже денег с родителей поначалу не брала. «Первые педагогические эксперименты ставила на старшей дочке, ей тогда было два года, – смеется Евгения. – Мне важно было понять, каковы результаты (в основу программы клуба положена методика Н. А. Зайцева, комбинированная с методикой Монтессори). Я уверяла родителей, что результат будет, хотя на самом деле ужасно волновалась».

В 2002 г. в Самаре открылось еще два «Бэби-клуба». Евгения стала директором сети и сосредоточилась на обучении педагогов. «Мы столкнулись с аномально высоким спросом на наши услуги, – уверяет Юрий. – Получили подтверждение со стороны рынка, что проект реально востребован. Спрос превышал предложение в разы».

Бизнес-модель «Бэби-клуба», по словам Белонощенко, проста. В ней три составляющие: аренда помещения, зарплата персонала и выручка, которую дают клиенты. Бизнес не требует оборотного капитала. «Изюминка в том, что хорошую прибыль клуб приносит только тогда, когда процент заполняемости превышает 70–80%, – добавляет Юрий. – В некоторых клубах у нас 100%-ная заполняемость».

В 2006 г. семья перебралась в Москву, а в 2007-м в Москве появился первый «Бэби-клуб». Сейчас их четыре. «Их проект абсолютно тиражируем, – утверждает Евгений Иванов, управляющий партнер «Fransh стратегия роста». – Он привлекателен и как экономическая модель».

«Мы бы хотели противостоять сильным конкурентам. Но пока есть отдельные клубы, которые дают неплохой результат благодаря какому-то конкретному педагогу. Тиражировать такую технологию невозможно», – убежден Белонощенко.

Курс на франчайзинг

Пока франшизу продают только владельцы сети детских клубов «Сёма» – у них более 50 клубов по России. Присутствуют на рынке сети «Я сам» из 12 клубов, «Созвездие» – 4–5 клубов. «Первый клуб мы открыли 10 лет назад, когда рынок был еще пуст, – рассказывает Юлия Алексеева, президент сети центров раннего развития «Я сам». – Стоимость занятий в месяц – 4500 руб. за один раз в неделю и 7500 руб. за два раза в неделю. Хотя сейчас в Москве уже сотни детских центров, но тех, кто, как и мы, работает по единой программе, назвать не могу. О «Бэби-клубе» я пока не слышала. А в «Сёме», знаю, каждый педагог занимается по собственной системе».

«Потенциал рынка огромен. И говорить о конкуренции на нем преждевременно в силу его низкой насыщенности и высокого спроса, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге», – говорит Олег Клепиков, генеральный директор компании InFolio Research Group.

«Мы сознательно не хотим расти слишком быстро. Для нас краеугольный камень – качество работы с детьми», – говорит Евгения, которая и по сей день занята подготовкой педагогов. Сегодня в сети 22 клуба: 14 в Самаре и по четыре клуба в Москве и Тольятти. В сети работают 132 педагога и обучаются 1650 детей. «Стоимость занятий в месяц сопоставима с одним походом в супермаркет», – поясняет Юрий Белонощенко. В Москве это 3700 руб. в месяц, в Самаре – 2900 руб.

«Мы уже получили около 200 запросов на открытие клубов со всей страны и ведем первые переговоры», – говорит Юрий.

«Скорее всего со временем мы будем использовать франчайзинг, – полагает Алексеева. – Останавливает то, что в России интеллектуальная собственность фактически не защищена. У нас зарегистрированы и программа, и торговая марка, но регулярно появляются клубы с названием «Я сам».

Под проект франчайзинга в компании «Бэби-клуб» создали учебно-методический центр и корпоративный университет. За 3–5 лет владельцы планируют увеличить сеть до 800 клубов. В первый год думают открыть 50–100 клубов, на второй – 100–250 и только на третий-четвертый – остальные 500 клубов.

Создать скелет

«Вряд ли в ближайшие два года они смогут расти больше чем на 50 точек в год, – утверждает Иванов из «Fransh стратегия роста». – Хотя с точки зрения потенциала этот проект из лучших: методика обучения настолько дистанцирована от человека и типизирована, что сложно будет пустить «поезд под откос».

«Мы хотели бы иметь такой своеобразный «федеральный скелет» из собственных клубов, которые могли бы в регионах быть образцами качества», – говорит Юрий. За прошлый год оборот сети «Бэби-клуб» составил $1,2 млн. В 2009 г., по прогнозу владельца, подрастет до $1,5–1,8 млн. Продавать компанию, привлекать стратегического инвестора или выводить бизнес на IPO даже в будущем владельцы не планируют: «Мы хотим, чтобы он был семейным и многолетним».