Запросы растут

Volkswagen и Hyundai начали продажи своих автомобилей, «разработанных специально для России». В сравнении с Renault Logan вкусы россиян серьезно изменились: теперь они требуют большего комфорта и изящества машин и готовы платить за это больше

Впервые идея создать автомобиль специально для России пришла на ум Луи Швейцеру, возглавлявшему Renault в 1990–2005 гг. В конце прошлого десятилетия, когда французская компания задумалась о создании производства в нашей стране, он посетил Россию, предполагая начать со сборки автомобиля C-класса Renault Megane. Но, походив по московским автосалонам, где в то время наибольший объем продаж приходился на машины стоимостью около $6000, он понял: чтобы производство в России было рентабельным, Renault необходимо выпускать качественный, но очень недорогой автомобиль стоимостью 6000–8000 евро, рассказывал Швейцер в интервью «Ведомостям».

Разработкой Logan на базе заимствованной у Nissan платформы B0 занимался французский офис Renault, а его производство началось на румынской Dacia в 2004 г., через год – и на московском «Автофрамосе». Идея заключалась в том, чтобы создать достаточно комфортную и качественную машину без лишних претензий, объясняет представитель Renault Оксана Назарова. Logan стал машиной компромиссов: он не комплектовался АБС, автоматической коробкой передач и кондиционером, в базовой комплектации имел всего одну подушку безопасности и не оснащается электростеклоподъемниками (правда, в обновленном Logan возможность установить коробку-автомат все-таки появилась). Зато к неоспоримым достоинствам Logan относится его цена: первая версия, появившаяся в России в 2005 г., стоила около $9000, сейчас стоимость этого автомобиля начинается от 327 000 руб.

Polo: седан по заявкам

Очередной виток интереса к разработке машин для России случился в разгар экономического кризиса – но уже на новом уровне. Если взглянуть на Volkswagen Polo седан, разработка которого была анонсирована в октябре 2009 г., видна его схожесть с Logan: это тоже машина без особых излишеств, но с более изящным дизайном и некоторыми приятными особенностями. Например, уже в базовой комплектации Polo седан оснащается 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 105 л. с., электростеклоподъемниками, электромеханическим усилителем руля, подушками безопасности водителя и переднего пассажира, а в более дорогих комплектациях содержит АБС, магнитолу, кондиционер, функцию подогрева передних сидений. Правда, и стоит Polo седан заметно дороже – от 412 800 до 583 700 руб. (осенью 2009 г., анонсируя появление модели, менеджеры Volkswagen говорили, что минимальная цена должна составлять 440 000 руб., или около 10 000 евро на тот момент).

Изначально компания говорила, что «российский» Volkswagen станет специально разработанным для нашей страны автомобилем, но оказалось, что это лишь модификация весьма популярной в Европе модели.

Правда, для европейцев Polo означает хетчбэк, а вот в России куда более популярны седаны, поэтому было принято решение сделать Polo в таком варианте кузова, объясняет представитель компании: Polo седан – это машина специально для России в том смысле, что производиться она будет только в нашей стране и продаваться только в России и СНГ. Продавать ее в других регионах компания не планирует.

Solaris: яркая внешность

По сравнению с седаном Polo Hyundai Solaris, серийное производство которого стартовало в начале 2011 г. на только что открывшемся заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, – это еще более навороченный автомобиль и опять же, по заявлению компании, разработанный специально для нашей страны и под наши же вкусы. Как и для российского Polo, для Solaris был выбран кузов седан как наиболее популярный в России. Корейский конкурент Polo седана по размерам практически с ним совпадает: он лишь на 15 мм короче и на 15 мм ниже. Но при этом Solaris комплектуется двумя моделями двигателей – 1,4- и 1,6-литровым мощностью 107 и 123 л. с., в то время как Polo седан – только 1,6-литровым 105-сильным мотором. Обе модификации Solaris будут агрегироваться как механическими, так и автоматическими коробками передач.

Базовая комплектация Solaris достаточно аскетична: есть гидроусилитель руля и передние электростеклоподъемники, но нет ни ABS, ни даже кондиционера и подушки безопасности переднего пассажира. Правда, все это есть уже во второй по стоимости комплектации Classic (от 424 000 руб., кондиционер – опция). Solaris в самой дорогой комплектации Family оснащается боковыми подушками безопасности, подогревом передних сидений, климат-контролем, CD/MP3-радиосистемой с USB-разъемами, а также такими приятными мелочами, как возможность подключения мобильного телефона к аудиосистеме и управление им на руле. Всего же покупатели могут выбирать из пяти комплектаций Solaris, стоимость которых составляет от 379 000 до 604 000 руб., т. е. по цене автомобиль конкурирует как с машинами бюджетного сегмента, так и с рассчитанными на более взыскательных покупателей автомобилями C-класса. По мнению Владимира Доровских, руководителя направления продаж Hyundai холдинга «Автомир», в сегменте недорогих машин основными конкурентами Solaris являются Polo седан, отчасти Logan и топовые модели «АвтоВАЗа», а самая дорогая версия Solaris конкурирует уже с Ford Focus, который вообще-то принадлежит к более высокому классу. По словам директора российского представительства JATO Dynamics Владимира Видулова, по оснащенности по сравнению с конкурентами автомобиль как минимум не хуже. К тому же Hyundai в последние годы тратит очень существенные деньги на дизайн своих новых моделей, стремясь перейти из низшего массового в высший массовый и даже премиальный сегменты, и Solaris следует в этом русле, говорит эксперт.

«Как и Polo седан, Hyundai Solaris не является эксклюзивно разработанной для России моделью – нет смысла тратить сотни миллионов долларов на разработку модели для единственного рынка, такие инвестиции практически невозможно окупить», – отмечает Видулов. По сути, это новое поколение Hyundai Accent – правда, кардинально переработанное и под специально придуманным российским именем. В Китае эта машина была представлена весной 2010 г. под именем Verna.

«Очевидно, что вкус российских потребителей меняется: если 8–10 лет назад, когда Renault задумалась о создании первого автомобиля для российского рынка, удачной оказалась идея предложить крайне недорогой и грубовато выглядящий, но при этом достаточно качественный автомобиль, то теперь внимание россиян смещается в сторону пусть несколько более дорогих, но зато более комфортных и более привлекательных внешне и внутри автомобилей», – считает гендиректор auto-dealer.ru Олег Дацкив. Эта тенденция последних лет, отмечает он: средняя стоимость продаваемых в России автомобилей постоянно растет, Volkswagen с Hyundai просто смотрят вперед, предлагая машину, которая будет интересна покупателям и в следующие несколько лет. Кстати, Renault тоже следует в этом русле: ведь и Logan теперь доступен с новыми опциями, замечает эксперт.

Заявка на лидерство

Logan стал настоящим прорывом для Renault – эта модель несколько лет находится на первых местах списка наиболее популярных иномарок в России. И до сих пор Logan – самая продаваемая модель французского автоконцерна в нашей стране: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, на нее пришлось 65% всех продаж компании (еще 20% – на Sandero, по сути, хетчбэк-версию Logan). «Могли бы продать и больше, но уже год назад Renault столкнулась с ограничениями своих производственных мощностей, из-за чего уже летом 2010 г. на Logan начали выстраиваться многомесячные очереди», – объясняет Назарова. Компания плавно наращивает мощности своего московского завода «Автофрамос», который к концу года выйдет на максимальный объем – 160 000 автомобилей в год (помимо Logan и Sandero, там уже собираются модели Megane и Fluence, а в 2011 г. начнется сборка кроссовера Duster), обещает она. Всего согласно бизнес-плану компании, отправленному в Минэкономразвития, Renault в 2011 г. должна поставить на российский рынок 75 000 Logan и 38 000 Sandero. Компания планирует, что и в будущем бюджетный автомобиль будет пользоваться успехом в России: так, согласно тому же бизнес-плану в 2013 г. она намерена произвести в нашей стране 91 000 Logan и 40 000 Sandero.

Для Volkswagen Polo седан тоже стал попаданием в десятку: компания еще до появления этой модели в салонах дилеров в начале сентября прошлого года набрала на нее 30 000 заказов – столько Polo седанов она собиралась выпустить за весь 2011 г. Сейчас компания пересматривает свои производственные планы, с тем чтобы увеличить объемы этой модели, говорил недавно гендиректор «Фольксваген груп рус» Маркус Озегович, не называя конкретных цифр. Очевидно, что делать это придется – ведь практически сразу же после начала продаж российский Polo стал самой популярной моделью немецкой компании в России: в январе – феврале был продан 5421 Polo, около 55% всех автомобилей, реализованных Volkswagen в России за это время. Калужский завод компании, где собирается Polo седан, в этом году выходит на полную мощность – 150 000 автомобилей в год, но компания уже подготовила «план Б»: с середины 2012 г. она перенесет сборку некоторых моделей на конвейер группы ГАЗ в Нижний Новгород, а калужский завод сосредоточится на производстве Polo.

Как и другие «россияне», Solaris также с самого старта стал для своей компании настоящей находкой: его продажи начались в самом конце февраля, и только за февраль, традиционно отличающийся низким спросом, согласно данным АЕБ, было продано 3393 этих машины, или 36% всех Hyundai. Более того, по объемам февральских продаж Solaris оказался успешнее Polo (было продано 2867 этих автомобилей), однако отстал от других своих конкурентов – Ford Focus (4860 штук) и Renault Logan (5939). Если в регионах интерес вызывают в первую очередь недорогие комплектации Solaris, то в Москве основной спрос приходится на машины с большим числом опций, близкие по своим характеристикам к Ford Focus или Hyundai Elantra, отмечает Доровских из «Автомира».

Всего в 2011 г. Hyundai намерена продать около 70 000 автомобилей Solaris, что составит более половины всех российских продаж компании, рассказывал в январе исполнительный директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин, а в перспективе планируется организовать поставки и в страны СНГ. Hyundai начала готовиться к этому заранее: к 2012 г. она намерена увеличить мощности своего петербургского завода, где собирается Solaris, с нынешних 150 000 до 200 000 автомобилей, сообщала компания. По мнению Доровских, заявленные планы вполне выполнимы: к началу продаж дилеры собрали заказы на полгода вперед. Продажи в феврале могли бы быть еще более впечатляющими, но оказались ниже из-за логистических сложностей, которые сейчас удалось преодолеть, отмечает он.

Однако «АвтоВАЗ» не намерен сдавать свой традиционный рынок бюджетных машин. В конце года компания начнет производство Lada Granta – по сути, обновленной версии Kalina c большим числом компонентов иностранных производителей стоимостью от 220 000 руб., а в 2012 г. будут поставлены на конвейер первые автомобили на купленной у Renault платформе B0 (на ней разработан и Logan) – универсалов RF90. «АвтоВАЗ» рассчитывает, что популярность этих машин будет на уровне ее конкурентов – так, в 2014 г. он намерен собрать 300 000 Granta и 70 000 универсалов средней стоимостью 8800 евро.

«Иностранные автоконцерны угадали с сегментом для своих «российских» автомобилей: сейчас сегмент B+, к которому принадлежат и Polo седан, и Solaris, и Logan, является самым массовым и при этом одним из самых перспективных, поэтому и в течение ближайших нескольких лет они вполне могут рассчитывать на быстрый рост популярности своих машин, – отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. – При этом прямой конкуренции «АвтоВАЗу» они не составят – тот по-прежнему будет сосредоточен на обслуживании людей с меньшими доходами, выбирающих автомобили в первую очередь исходя из цены. Но, как показывают первые результаты продаж новинок Volkswagen и Hyundai, вкусы россиян начинают меняться – они готовы платить дороже за больший комфорт и лучший дизайн». Российскому автогиганту следовало бы задуматься об этой тенденции, советует Удалов.