Медведев сел за штурвал

Президент Дмитрий Медведев хочет, чтобы российский авиапром стал конкурентом зарубежных компаний. Обобщив все ФЦП и госпрограммы, он пообещал авиационной отрасли 5 трлн руб.

До 2020 г. на авиадеятельность планируется выделить из бюджета более 5 трлн руб., заявил Медведев на заседании Совбеза: «Это в 10 раз больше, чем в предшествующее десятилетие».

Львиная доля – 3,5 трлн руб. – на военные нужды, уточнил сотрудник Кремля. Финансирование предусмотрено госпрограммой вооружения до 2020 г. и ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (еще не утверждена), рассказал чиновник Минпромторга, только на закупку 800 самолетов и 1000 вертолетов потребуется около 1,7 трлн руб. Будут траты и на инфраструктуру. «Сейчас аэродромная сеть военной авиации не соответствует требованиям базирования авиагруппировок», – посетовал Медведев.

Гражданская авиация получит 1,5 трлн руб. Из них более 470 млрд руб. – на модернизацию аэропортов (включая строительство третьей взлетно-посадочной полосы в «Шереметьево») и совершенствование единой системы организации воздушного движения, указал президент. В частности, в Московском авиаузле интенсивное воздушное движение управляется с помощью 20-летнего оборудования.

Медведев хочет, чтобы российский авиапром конкурировал с зарубежными компаниями. Но сам же рассказал, как недавно на личном опыте убедился, что «наши новые самолеты <...> имеют определенные проблемы» (см. врез). В 2010 г. выпущено семь гражданских самолетов, «это, конечно, очень унылая цифра», заметил Медведев, «нужно вкалывать, а не деньги требовать». Примерно так же в августе 2009 г. отчитывал руководителей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, более 80% акций у государства) и премьер Владимир Путин. По данным премьера, «целый ряд контрактов ОАК на поставку самолетов <...> принесли <...> одни убытки». В начале 2011 г. сменился президент ОАК – вместо Алексея Федорова им стал Михаил Погосян (куратор проектов Су-35 и Sukhoi Superjet 100). За 2010 г. выручка ОАК составила 165 млрд руб. (70% приходится на военную продукцию) при долге в 148 млрд руб., сказано на сайте корпорации.

Но чиновников не покидает оптимизм. В ближайшее время будут утверждены поправки в ФЦП «Развитие гражданской авиатехники на 2002–2010 гг. и на период до 2015 г.» (ее копия есть у «Ведомостей»). Объем финансирования с 2006 по 2015 г. увеличится на 10% до 388,4 млрд руб., в том числе 274 млрд – в 2011–2015 гг. Цель – к 2020–2025 гг. увеличить до 10–15% долю на мировом рынке продаж гражданской авиатехники (сейчас за границей эксплуатируется не более 15 современных российских самолетов). Среди главных проектов – семейство региональных самолетов SSJ 100, разрабатываемый среднемагистральный лайнер МС-21 и еще не запущенный проект «Самолет-2020» (большой дальнемагистральный лайнер).

За 10–15 лет вылезти из ямы, в которой находится российский авиапром, в мировые лидеры невозможно, полагает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев: но чиновникам, распоряжающимся деньгами, нужен быстрый результат, поэтому и устанавливаются такие сроки.