Лоукостерам – взлет

Авиабилеты в России должны стать дешевле, решил депутат от «Единой России» Андрей Голушко и предложил допустить иностранные компании на внутренние перевозки страны

Ситуация на рынке внутренних перевозок обсуждается с прошлого июня, когда в высокий сезон у всех перевозчиков резко взлетели цены, итогом обсуждения и стали эти поправки, объяснил Голушко. В Европе у пассажира есть выбор: он может полететь на классическом перевозчике, а может и на дискаунтере, в России же нет такого, посетовал он. «Стоит авиакомпания на каком-нибудь маршруте одна – и тарифы у нее заоблачные, приходит один или два перевозчика – и цены снижаются»,– рассуждает он. Выдача «сезонных» лицензий в период высокого спроса повысит конкуренцию и снизит цену, радуется Голушко. Он затруднился объяснить процедуру выдачи, отметив лишь: «Мы [депутаты Госдумы] лишь устанавливаем правила». Среди претендентов на лицензии Голушко видит и иностранных лоукостеров. Когда обанкротилась «КД авиа», из Москвы в Калининград начал летать «Аэрофлот», в итоге за два месяца тариф вырос в три раза, вспоминает парламентарий, в то же время на этот маршрут просились лоукостеры из Польши, Швеции, Финляндии и проч., готовые продавать билеты раза в три ниже. Голушко не смущает, что правительство как раз ограничивает внутренний рынок от иностранцев, зная, что российские перевозчики не выдержат конкуренции. Это же на время – на 2–3 месяца и на определенный маршрут, говорит он.

Голушко внес в Госдуму поправки в законы «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях». В период повышенного спроса нужно выдавать «сезонные» лицензии недорогим авиакомпаниям, в том числе иностранным, следует из законопроекта, опубликованного на сайте Думы. Кроме того, ФАС должна получить полномочия утверждать методику расчета тарифов на внутрироссийские перелеты, а порог доминирования на рынке для авиаторов должен снизиться с 50 до 25%.

Документ еще не поступил в Минтранс и ФАС, сообщили представители ведомств и отказались комментировать предложения. Сотрудника ФАС они удивили – это попытка заменить рыночный механизм госконтролем: «Мы так долго уходили от лицензирования внутренних авиаперевозок и вот опять к нему возвращаемся». А вот упрощение сертификации аэропортов, которое предлагает Голушко, чиновнику понравилось. Приходить в Россию иностранцам рано, Минтранс в этом вопросе будет стоять до последнего, категоричен чиновник ведомства. С ним согласна гендиректор Sky Express Марина Букалова. Сейчас ни один перевозчик не жирует, так что «все вокруг лоукостеры», отмечает она: внутренний рынок свободен – можно встать на любой маршрут, вопрос лишь в его прибыльности. Предложенные поправки поставят крест на развитии национального перевозчика, отмечает представитель «Аэрофлота».

На вопрос, какова вероятность, что законопроект будет принят, Голушко уклончиво ответил: «Рано или поздно эти нормы будут действовать».