Поезд в Польшу


О том, что РЖД подала заявку на покупку 50% плюс 1 акция национального грузового перевозчика Польши PKP Cargo, сообщило агентство «Прайм» со ссылкой на источник в отрасли. Сотрудник РЖД подтвердил «Ведомостям» факт подачи заявки, не раскрыв детали. Представитель РЖД от комментариев отказался, его коллега из минфина Польши (ведомству принадлежит 97,3% PKP Cargo) не ответил на запрос «Ведомостей».

PKP Cargo была создана в 2001 г. на базе управления грузового транспорта «Польских государственных железных дорог», в ее распоряжении на конец 2010 г. находятся около 2698 локомотивов и более 68 621 грузовых вагонов. В 2010 г. компания перевезла 119,4 млн т грузов. Это 9,9% объема погрузки РЖД в прошлом году. При этом PKP Cargo является крупнейшим перевозчиком в Польше (56% рынка) и вторым по величине – в ЕС после Deutsche Bahn.

Минфин включил компанию в план приватизируемых активов на 2008–2011 гг. Польские СМИ писали, что 50% плюс 1 акция перевозчика оцениваются в $710 млн. Весь перевозчик может стоить $3−5 млрд в зависимости от состояния парка, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

На актив претендуют менее 10 компаний, передал Bloomberg со ссылкой на гендиректора PKP Марию Васяк. В мае польская газета Rzeczpospolita писала, что за PKP Cargo будут бороться французская железнодорожная монополия SNCF и чешская Ceske Drahy, а также несколько инвестфондов, включая CVC Capital Partners, Penta Investments, Bridgepoint и Oaktree Capital Management.

РЖД и раньше интересовалась зарубежными активами: в 2008 г. она взяла в концессию армянские железные дороги, тогда же интересовалась покупкой блокпакета Deutsche Bahn (приватизация была отменена из-за кризиса). Компания продает доли в своих грузовых «дочках» – Первой грузовой компании и «Трансконтейнере», – но не по своей воле, а из-за желания правительства, говорит эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, так что покупка польского актива была бы логичной для РЖД.