Азиатский синдром

Все больше студентов разных стран уезжают учиться за рубеж. Но уже к 2020 г. на мировом рынке будут доминировать азиатские и арабские студенты, что может привести к появлению новых образовательных центров и стандартов
J.Favre/ Bloomberg

По данным последнего доклада ЮНЕСКО, представленного на конференции Going Global 2012, организованной Британским советом, во всем мире в 2009 г. было 170 млн студентов. Почти половина из них (45%) проживала в четырех странах: Китае (29,6 млн), США (19,3 млн), Индии (19 млн) и России (9,4 млн).

Все последние годы число желающих учиться за границей росло: с 800 000 человек в середине 1970-х гг. до 3,5 млн в 2009 г. Больше всего уезжало учиться за рубеж из Китая (568 000 студентов), Индии (211 000), Южной Кореи (127 000), Германии (105 000), Турции (72 000), Франции (68 000), Казахстана (67 000) и России (62 000).

Сейчас более 60% едут всего в шесть стран: США (661 000 студентов), Великобританию (369 000), Австралию (258 000), Германию (257 000), Францию (249 000), Канаду (190 000), Россию (136 000) и Японию (132 000).

Но уже к 2020 г. мировой рынок образования может измениться, пишут эксперты Британского совета в исследовании «Высшее образование: тренды и новые возможности к 2020 г.». Во-первых, через восемь лет более половины всего населения от 18 до 22 лет будет жить в Индии, Китае, США и Индонезии. Еще 25% распределятся между Пакистаном, Нигерией, Бразилией, Бангладеш, Эфиопией, Филиппинами, Мексикой, Египтом и Вьетнамом. Во-вторых, существует значительная корреляция между объемом ВВП на душу населения и количеством студентов. Поэтому развивающиеся страны будут стремиться дать все большему числу людей высшее образование.

Получать западное образование в 2020 г. будут в основном китайцы (37 млн студентов), индийцы (28 млн), американцы (20 млн) и бразильцы (9 млн). Доля мобильных студентов остается стабильной – около 2% – с начала 1990-х гг. Даже если эта тенденция сохранится, спрос на учебу за границей все равно будет увеличиваться: к 2020 г. число абитуриентов вырастет на 21 млн, пишут авторы исследования.

Новые студенты

Справиться с наплывом азиатских студентов уже сегодня удается далеко не всем западным университетам. В некоторых из них такие студенты доминируют среди иностранцев. Как, например, в ряде небольших региональных университетов Франции среди иностранцев превалируют китайцы и жители африканских стран, успеваемость которых оставляет желать лучшего, но они все равно поступают на программы, потому что пока образование в стране в публичных университетах бесплатное, рассказывает Эдуар Юсон, вице-ректор Paris Universities.

 «Многие западные университеты заболели азиатским синдромом. Стремясь заработать больше денег и одновременно увеличить число иностранных студентов, что важно для рейтингов, они не квотируют число принимаемых студентов из Юго-Восточной Азии, что вкупе с огромным числом заявок оттуда приводит к наборам классов с доминированием студентов из Азии», – говорит Андрей Голубов, преподаватель финансов Cass Business School, получавший PhD в University of Surrey. Кроме того, работать с азиатскими студентами – совсем не то, что с европейскими. Так, китайские студенты, как правило, не любят спорить, участвовать в дискуссиях – перечить преподавателю не входит в их культурные обычаи, в то время как для Запада это норма. Поэтому зачастую работать с такими студентами на групповых занятиях бывает сложно – приходится опираться на немногих смельчаков, отмечает Голубов.

Представитель фонда Ewing Marion Kauffman (США) Бен Вилдански привел на конференции Going Global 2012 такие данные: около 70% афроамериканцев, 40% арабов и 53% латиноамериканцев не заканчивают бакалавриат в университетах США.

Но поскольку число слушателей с развивающихся рынков постоянно растет, конкуренция за них все больше обостряется, подчеркивает Майк Малефакис, управляющий декан Columbia Business School.

Почти все не только ведущие, но и средние университеты мира открывают свои филиалы в странах Азии, Африки и Латинской Америки или имеют совместные программы с местными учебными заведениями. Во всем мире учат одному и тому же, разница только в конкретных странах, преподавателях и законах, поэтому будущее все равно за сотрудничеством университетов, уверена Аньес Басведан, президент Paramadina University из Джакарты.

Иногда за открытие программ западным вузам платят – так, Катар заплатил за открытие филиалов в своем «Городе знаний» всем университетам-участникам и продолжает их финансировать (шесть североамериканских университетов: Carnegie Mellon University, Weill Cornell Medical College, Texas A&M University, Virginia Commonwealth University, Georgetown University School of Foreign Service, Northwestern University и французская школа бизнеса HEC-Paris).

Китайское правительство никому ничего не платило – огромный рынок страны и так привлекателен для многих. Но качество совместных программ не всегда соответствует заявленной цене, сказал на Going Global Ванг Лишенг, заместитель директора China Academic Degrees and Graduate Education Development Center. В этом году китайское правительство начало переаттестацию совместных программ – всего в стране работает 56 западных университетов. Не нужно думать только о том, чтобы заработать в Китае деньги. Правительство будет смотреть на партнера, чтобы он был подходящий, а качество его программ и актуальность дисциплин соответствовали нуждам китайской экономики, объявил он на дискуссии о перспективах китайского образования.

Большинство американских университетов пока не понимают, что происходит на рынке, какие потребности у новых слушателей, говорит и Малефакис.

Вилдански считает, что многие не понимают и того, что нужно европейцу, и учат так же, как 50 лет назад. Но студенты и мир изменились, нельзя преподавать, как раньше. Около 45% студентов 2005–2009 годов обучения после двух лет программы не смогли сказать, чему они научились, привел он цифры на конференции. Университетам нужно больше инноваций, больше онлайн-коммуникаций, призывает он.

Перспективные центры

Малефакис обращает внимание на то, что за последние 3–5 лет появились прекрасные университеты и школы бизнеса в Бразилии, Китае, Индии, которые присутствуют на верхних позициях в рейтингах и создают реальную конкуренцию западным коллегам. В результате происходит существенная фрагментация рынка, поэтому всем необходимо подумать над собственной идентичностью, уверен он.

«Мы должны определить место высшего образования в современном мире», – призвал на конференции Аркалгуд Рамапрасад, руководитель кафедры информации и принятия решений College of Business Administration, University of Illinois в Чикаго. В идеале на рынке должно быть несколько ведущих государственных университетов, университеты в крупных городах с программами разного уровня обучения и исследовательские центры, занимающиеся не более шестью основными темами. Но сейчас и очень часто такое возможное равновесие нарушается. Поэтому правительства должны составить карту мирового высшего образования и своего места в нем. Рамапрасаду нравится пример Катара, который создал научно-образовательный кластер, ставший центром притяжения ученых и студентов региона.

Выделяются и другие региональные центры мобильности: в частности, Южная Африка аккумулирует студентов африканского континента, Сингапур – Юго-Восточной Азии, Южная Корея – Северо-Восточной Азии, по данным ЮНЕСКО.

Но глобальные центры обучения останутся те же: США, Великобритания, Австралия, Канада, Германия, Франция и Япония. Только Россия потеряет не только в численности студентов, но и в количестве приезжающих.

Вполне возможно, появится новый центр притяжения иностранных студентов – Китай, по мнению аналитиков Британского совета. Уже сейчас в Китай приезжает 90 000 студентов. Ванг Лишенг не исключает экспансию китайских вузов в другие страны по примеру западных университетов. «Например, в Чили», – улыбается он.

Сегодня многие университеты расположены в местах, которые никогда не были и уже не будут глобальными центрами: в Нью-Хейвене находится Йельский университет, школа Ivey – в Лондоне (Онтарио). Салли Блаунт, декан Kellogg School, прогнозирует появление новых мегагородов, где должны быть свои университеты.