Новый заправщик в «Пулково»

«Шелл и Аэрофьюэлз» разрушает монополию совместного предприятия «Лукойла» и «Газпром нефти» на заправку самолетов в аэропорту «Пулково»

ЗАО «Шелл и Аэрофьюэлз»

Топливозаправочная компания. Акционеры – нидерландская «Шелл оверсиз инвестментс» (70%), ООО «Аэрофьюэлз интернешенел» (30%, входит в группу «Аэрофьюэлз» Александра и Владимира Спиридоновых, данные ЕГРЮЛ на 26.01.2010). Финансовые показатели не раскрываются.

Первую доставку авиационного керосина и заправку воздушного судна специалисты ЗАО «Шелл и Аэрофьюэлз» осуществили 2 января, сообщила компания в конце прошлой недели. Ее первым клиентом в «Пулково» стала Turkish Airlines. «Первая заправка является результатом двухлетней работы по планированию производственной деятельности и проведению коммерческих переговоров», – цитирует пресс-служба гендиректора компании Пола Клюэтта. Условия сделки и объем поставок компания не раскрывает. Получить комментарии консорциума «Воздушные ворота Северной столицы», который управляет аэропортом, в пятницу не удалось.

Единственным оператором заправки воздушных судов в «Пулково» до сих пор было ЗАО «Совэкс», которым с 2007 г. на паритетных началах владеют «Газпром нефть» и «Лукойл». «Совэксу» принадлежит топливозаправочный комплекс (ТЗК). Емкость резервуарного парка – 29375 куб. м. «Совэкс» продает примерно 200000–250000 т топлива в год, говорил «Ведомостям» в декабре 2011 г. близкий к аэропорту источник. У «Совэкса», по данным сайта «Газпром нефти», 22 топливозаправщика. Деятельность СП в компании не комментируют. Связаться с «Лукойлом» и «Совэксом» не удалось. «Шелл и Аэрофьюэлз» не пользуется услугами «Совэкса» по хранению топлива, керосин доставляется из других ТЗК, – говорит представитель концерна «Шелл» в России Вера Сурженко, – для заправки используется топливо российского производства». Возможно ли в дальнейшем изменение системы поставок, она не комментирует, как и их потенциальный объем. Сейчас в «Пулково» работает три автомобиля-топливозаправщика, говорит Сурженко. «Шелл и Аэрофьюэлз» с 2001 г. осуществляет заправку в аэропорту «Домодедово», там ей принадлежат три топливозаправщика и три топливозаправочных агрегата, ее клиенты – 40 международных авиакомпаний.

Авиакомпании обычно проводят тендер на право заправлять в аэропорту воздушные суда всех рейсов в течение определенного срока, у Emirates, как правило, этот срок – два года, говорит директор по региону Россия и СНГ авиакомпании Emirates Егор Плахов. По его словам, компания успешно работает с «Совэксом», по окончании договора будет проведен тендер. С появлением конкуренции в аэропорту повышается качество услуги, снижается ее стоимость, доволен он.

Из-за близости Петербурга к Москве и европейским городам «Совэкс» должен соответствовать средним рыночным ценам, так как на многих рейсах можно заправляться один раз на два полета, полагает старший аналитик «Сбербанк CIB» Михаил Ганелин. «Приход второй компании в «Пулково» скорее всего связан с планами по развитию аэропорта, – говорит Ганелин, – на цену заправки это вряд ли серьезно повлияет». «Работать с большим количеством клиентов по существующей схеме «Шелл и Аэрофьюэлз» будет сложно, – полагает он. – В перспективе ей необходим будет ТЗК в пределах аэропорта». Плахов с ним согласен: «Свое топливохранилище – конкурентное преимущество, позволяющее осуществлять контроль качества заправки и сформировать лучшее предложение по цене».

ОАО «Аэропорт «Пулково» ведет строительство нового централизованного ТЗК, к которому смогут подключиться разные поставщики, ожидается, что он будет введен в строй в 2014 г., сообщил «Ведомостям» человек, знакомый с проектом. О намерениях «Роснефти» запустить к 2014 г. ТЗК мощностью 30000–40000 т топлива в сутки в середине 2010 г. говорил вице-президент нефтяной компании Игорь Ромашов. В конце 2011 г. эти планы подтверждал представитель комитета по инвестициям. В пресс-службе «Роснефти» отказались от комментариев на этот счет.