ВТБ готовится продать «Пулково»

ВТБ планирует продать контроль в операторе петербургского аэропорта «Пулково» стратегу или на IPO. Банк вложил в реконструкцию более 200 млн евро
Е.Кузьмина/ Ведомости

Группа ВТБ обсуждает возможность продажи доли в операторе международного аэропорта «Пулково» - ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), сообщил президент ВТБ Андрей Костин в интервью журналу Euromoney. По словам Костина, бумаги могут быть размещены на бирже или проданы стратегическому инвестору. Для ВТБ «Пулково» - интересный и экономически выгодный проект, дальнейшие планы по участию банка в проекте обсуждаются, сообщила вчера пресс-служба ВТБ.

«Воздушные ворота Северной столицы»

управляет аэропортом «Пулково». Акционеры: ВТБ (57,5%), Fraport AG (35,5%), HorizonAirInvestments и CopelouzosGroup (7%). Выручка (РСБУ, 2012 г.) - 7,36 млрд руб., операционная прибыль - 1,09 млрд руб.

ВВСС приступила к операционному управлению аэропортом «Пулково» в апреле 2010 г. на основе трехстороннего концессионного соглашения в рамках ГЧП между правительством Петербурга, ВВСС и городским ОАО «Аэропорт «Пулково». ВВСС по этому соглашению должна была реконструировать аэропорт (работы оценивались в 1,2 млрд евро) и управлять им в течение 30 лет. Новый терминал петербургского аэропорта с 4 декабря работает в тестовом режиме, поскольку еще не получил в Росавиации сертификат соответствия на осуществление аэропортовой деятельности.

Fraport не комментирует возможный интерес к доле ВТБ. Проект в Петербурге - это большой успех Fraport и других совладельцев ВВСС, в 2013 г. аэропорт перевез рекордное количество пассажиров, сообщила пресс-служба Fraport AG (8,9 млн человек - данные за девять месяцев 2013 г., статистики за год еще нет, в 2012 г. было 11,1 млн человек). В CopelouzosGroup не ответили на запрос.

То, что ВТБ не останется в консорциуме в течение 30 лет, предполагалось изначально, он должен был обеспечить финансовую часть проекта, считает гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. Желающие выкупить долю ВТБ найдутся, уверен он. Но с учетом непростой экономической ситуации и сложностей, с которыми была сопряжена реализация проекта, скорее всего, это будут российские инвесторы, полагает он. Доля ВТБ может заинтересовать «Новапорт» Романа Троценко, рассуждает источник в одном из аэропортовых холдингов. В «Новапорте» и «Аэропортах регионов» (принадлежат «Ренове» Виктора Вексельберга) не ответили на запрос.

По словам Рыбака, доля банка в проекте может оцениваться исходя из суммы вложенных им средств плюс стоимость денег. В 2010 г. Костин рассказывал, что из 1,2 млрд евро около 760 млн евро консорциум займет у российских и международных финансовых институтов, в том числе у ВЭБа и ЕБРР. А оставшиеся 440 млн евро партнеры должны были инвестировать из собственных средств пропорционально долям. ВТБ, говорил тогда Костин, внесет более половины.

ВТБ оказывал консультационные услуги по привлечению долгосрочного финансирования от 13 международных банков и институтов развития, в том числе UniCredit Bank Austria AG, Raiffeisen Zentralbank и др., сообщила пресс-служба ВТБ. По ее данным, акционеры профинансировали 33%, ВВСС - 7%, остальное - займы.