Прощай, «Кассини»!

«Кассини» 20 лет передавал на Землю уникальные снимки (на фото: изображение теневой части Сатурна получено составлением 165 фотографий, сделанных зондом)/ NASA

Зонд «Кассини» завершил свою 20-летнюю миссию по исследованию планеты Сатурн. Он передал на Землю последние сигналы в 14.55 по московскому времени и сгорел в слоях атмосферы Сатурна, сообщает NASA. Сигнал шел 90 минут.

Зонд был запущен усилиями 27 стран в октябре 1997 г. В 2004 г. добрался до Сатурна и стал его искусственным спутником. За свое путешествие он пролетел 7,9 млрд км, собрал 635 Гб данных и сделал 453 048 фотографий, говорится на сайте NASA. Его общая стоимость составила $3,9 млрд.

Больше 10 лет зонд исследовал Сатурн, его кольца и «странные и красивые» луны, пишет NASA, перечисляя открытия, сделанные «Кассини».

Спутник Сатурна Титан скрывает ледяные горы и моря жидкого метана. Среди сотен лун Солнечной системы Титан является единственной планетой с плотной атмосферой и резервуарами жидкости на поверхности. Этим он схож с Землей, какой она была много лет назад, пишет NASA, и неизвестная нам жизнь могла бы обитать в озерах на его поверхности – правда, заполнены они не водой, а жидкой метано-этановой смесью. Чтобы исследовать Титан, «Кассини» спустил на его поверхность зонд «Гюйгенс», передававший ему данные.

Еще одно впечатляющее открытие «Кассини» сделал, наблюдая за спутником Сатурна по имени Энцелад. Выяснилось, что под ледяной коркой тот скрывает океан соленой воды, струи которой иногда выстреливают в космос. Это обстоятельство вкупе с уникальным химическим строением и замеченными под ледяной поверхностью источниками тепла делают Энцелад одним из возможных миров, где могла бы существовать жизнь, пишет NASA.

«Через трещины в ледяном покрове выбрасывается вещество, и оно содержит молекулярный водород, который на Земле ассоциируется с водяными парами и океанскими глубинами и в целом с жизнью», – говорил в апрельском интервью BBC профессор Карл Марри, обрабатывавший фотоснимки «Кассини».

$100 млн на поиск инопланетян

В апреле 2016 г. бизнесмен Юрий Мильнер и ученый Стивен Хокинг объявили о запуске новой программы по исследованию космоса и поиску жизни во Вселенной. Цель программы Breakthrough Starshot – подтвердить возможность создания нанороботов, которых можно было бы отправить к звездам при помощи лазерных лучей, говорится в сообщении Breakthrough Starshot. В эту программу Мильнер готов вложить $100 млн. Его состояние Forbes оценил в $3,5 млрд.

Спутник Япет интересен горной грядой, пересекающей его точно по экватору, но ее происхождение еще предстоит объяснить.

Кольца Сатурна, как выяснил «Кассини», состоят изо льда и пыли, которые приводят в движение луны Сатурна. На полюсах самого Сатурна зонд наблюдал штормы и вихри, воронки которых были в 50 раз шире земных и в которых зонд наблюдал молнии. «Кассини» был свидетелем шторма, в 2010–2011 гг. окутавшего всю планету. Год на Сатурне длится 29 земных лет, и «Кассини», находившийся на орбите планеты 13 лет, застал смену нескольких времен года.

У «Кассини» закончилось топливо, которое было нужно для корректировки его курса, и именно поэтому его пришлось утилизировать. Хотя перед запуском «Кассини» был стерилизован, внутри могли сохраниться земные микроорганизмы, рассказывал BBC Марри. Чтобы не допустить их попадания на поверхность Энцелада или Титана, «Кассини» пришлось сжечь в атмосфере Сатурна – ведь иначе неуправляемый корабль на орбите вполне мог бы столкнуться со спутниками и загрязнить их поверхность. «Хотя, конечно, это очень грустно», – говорит профессор. В последние дни работы зонда участвовавшие в проекте ученые со всего мира собирались в калифорнийской Пасадене, чтобы отпраздновать достижения «Кассини».

Но конец миссии «Кассини» – начало другой истории. В поисках внеземной жизни NASA планирует следующую экспедицию, которая должна будет изучить обнаруженные во Вселенной океаны, пишет The Wall Street Journal. Основные претенденты – Энцелад, Титан и спутник Юпитера по имени Европа. Воду на этом спутнике обнаружил зонд «Галилео», запущенный NASA в 1989 г. и проработавший до 2003 г. А данные, переданные «Кассини», ученые будут обрабатывать еще несколько лет.