Статья опубликована в № 2648 от 16.07.2010 под заголовком: Вещь недели Siemens Desiro

Россиянам придется платить за запоздалую модернизацию повышенную цену

Президент РЖД Владимир Якунин любит повторять, что его компания даже в условиях недофинансирования инвестпрограммы делает все возможное, чтобы наши железные дороги становились все более современными – не хуже, чем в Европе или в Японии. Слова его не расходятся с делом – с декабря прошлого года между Москвой и Санкт-Петербургом начали курсировать суперсовременные «Сапсаны», а в конце года из Санкт-Петербурга в Хельсинки поедут пусть и не такие современные, но весьма комфортабельные Alstom Allegro. И вот вчера РЖД, Siemens и «Аэроэкспресс» договорились создать в России СП, которое выпустит к 2020 г. в России 240 пригородных поездов Siemens Desiro более чем за 2 млрд евро.

Желание модернизироваться, конечно, можно только приветствовать. Но вот вопрос: за чей счет этот банкет? Даже самые комфортабельные электрички Демиховского машиностроительного завода, которые сегодня возят пассажиров из Москвы в аэропорты города, стоят заметно дешевле, чем Desiro. Вряд ли и стоимость обслуживания Desiro будет ниже, чем российских электричек. РЖД говорит, что эти электрички в первую очередь будут обслуживать мероприятия типа сочинской Олимпиады, а затем заменят нынешние экспрессы, возящие состоятельных пассажиров из Москвы и других миллионников в аэропорты и города-спутники. Билеты на нынешние экспрессы уже сейчас недешевы, и не стоит надеяться, что их цена будет снижаться: ведь пригородные перевозки у нас убыточны, они только в этом году принесут РЖД 33 млрд руб. убытков.

Но деваться, похоже, некуда. Нынешние российские электрички основаны на разработках полувековой давности, а разработка своих поездов займет годы и миллиарды рублей – без гарантии успеха: тому примером судьба поезда «Сокол», который РЖД разрабатывала в течение семи лет и в начале 2000-х признала бесперспективным. Проще поступить так же, как с «АвтоВАЗом», – адаптировать под российские условия успешные иностранные разработки. А россиянам придется платить за запоздалую модернизацию повышенную цену.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать