«АвтоВАЗ» ищет деньги для своего аграрного подразделения

Тольяттинцы до сих пор с теплотой вспоминают времена, когда «АвтоВАЗ» не только обеспечивал работой половину населения города, но и занимался ремонтом дорог в городе. Сложно не разделить эти чувства, трясясь на нынешних разбитых дорогах автомобильной столицы России – такие не в каждом Урюпинске встретишь. И по сию пору автозавод еще и возводит дома, обеспечивает их теплом, содержит спортивные команды, за что его критикуют не только экономисты-либералы, но и обычные автолюбители – мол, занимались бы только машинами, глядишь, и толку было бы больше.

Кто же против? Избавление от заботливо сбереженных еще с советских времен непрофильных активов назначенный год назад президентом «АвтоВАЗа» Игорь Комаров объявил одной из целей своей антикризисной программы. Согласно его бизнес-плану, через несколько лет завод должен заниматься исключительно разработкой автомобилей, производством ключевых компонентов и собственно сборкой и поддержкой продаж.

Кое-чего добиться уже удалось. Топ-менеджеры не отрицают, что помог кризис: под предлогом спасения уверенно идущего к банкротству завода менеджменту удалось вручить местным властям пожирающую деньги «социалку» – больницу, детские сады и т. д. В этом году «АвтоВАЗ» выставил на продажу 29 пакетов акций, которыми он владеет в других непрофильных предприятиях. Но распродажа идет ни шатко ни валко, а некоторые «непрофили», как оказывается, уже планируют солидные инвестиции – например, выращивающая саженцы и цветы «АвтоВАЗагро», выручка которой в первом полугодии 2010 г. составила всего 15,6 млн руб., хочет привлечь 1,2 млрд руб. на строительство теплиц. Шаг назад? Ни в коем случае, уверяет «АвтоВАЗ»: инвестиции будет искать сама «дочка», завод тратить свои ресурсы не будет. Да и от планов продажи «АвтоВАЗагро» и других предприятий никто не отказывается – просто время сейчас неподходящее: хорошую цену никто не заплатит, а отдавать актив за копейки – жалко.

Жалеть нечего. Сейчас, покуда положение на предприятии далеко от идеального, есть и прекрасный стимул скидывать активы, генерирующие убытки. В более благополучные годы такой стимул может и исчезнуть – прибыли будет хватать даже на финансирование живопырок; да и до них ли будет, когда руководство увлечено масштабной модернизацией производства? Как показывает опыт самого «АвтоВАЗа», ни к чему хорошему это не приведет.