Здесь был город-сад

Нежелание властей обращать внимание на местных жителей приводит к обострениям

Самый знаменитый сюжет – программа строительства 200 храмов шаговой доступности, курируемая советником патриарха Владимиром Ресиным. Ее реализация сопровождается постоянными конфликтами с местными жителями – 77 из 200 предложенных для строительства участков находятся на территориях природного комплекса и строительство ведется с теми или иными нарушениями. За пять лет работы программы было отменено строительство на 27 участках. В последние месяцы особенно жаркий конфликт идет в парке «Торфянка», где после нескольких стычек между местными жителями и сторонниками строительства храма РПЦ согласилась рассмотреть другие варианты.

«Программа 200» – яркий случай более общей проблемы московских зеленых зон. В условиях плотной застройки Москвы и дороговизны земли зеленые зоны оказываются лакомым куском для разного рода проектов, городских и частных. Недавние примеры – конфликт вокруг Парка Дружбы в районе Левобережный, где жители блокируют строительство спортивных сооружений и административных зданий, или конфликт вокруг выделения участка для строительства байк-клуба «Ночных волков» в Москворецком парке. Хотя строительство на территории парков запрещено, всякий раз оно каким-то образом оказывается согласовано – посредством переноса «красных линий», манипуляций с общественными слушаниями и т. д. Часто застройщик начинает работы, не имея на руках всех необходимых разрешений, в расчете на то, что их никто не потребует.

Другая сторона проблемы – отсутствие у местных жителей навыка и желания общаться с властью и прибегать к услугам профессиональных юристов. Если диалог ведется грамотно, он часто оказывается результативным. Об этом свидетельствует, например, отмена строительства «Охта центра» в Санкт-Петербурге или успешное противостояние застройке объектов культурного наследия жителей Гагаринского района Москвы, не только отстоявших свои зеленые зоны, но и запустивших общественную кампанию против установки на Воробьевых горах памятника князю Владимиру.

Не желая видеть в местных жителях субъектов принятия решений, власти провоцируют недовольство. Чтобы превратить в болезненный нарыв программу строительства храмов в обществе, где 75% считают себя православными, нужно очень постараться.