Статья опубликована в № 4373 от 28.07.2017 под заголовком: От редакции: Зэки на стройках капитализма

Зэки на стройках капитализма

Почему РЖД не стоит использовать труд осужденных на строительстве ВСМ
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Прошлое, когда труд заключенных активно применялся на стройках государственного значения, а тюремная система была важной частью советской экономики, не оставляет умы нынешних руководителей пенитенциарной системы.

Как сообщил в четверг официальный портал управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по Татарстану, УФСИН и РЖД обсуждают вопрос использования труда осужденных к обязательным и исправительным работам (таких в республике сейчас более 1800 человек) на объектах ОАО «РЖД», в том числе на строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Такие осужденные отличаются от обычных заключенных: они не находятся за решеткой, заняты, как правило, неквалифицированным трудом в системе ЖКХ.

Идея использовать заключенных и отбывающих наказание на стройках госкапитализма прозвучала не впервые. В июле 2014 г. замдиректора ФСИН Олег Коршунов сообщил «Коммерсанту», что заключенные колоний-поселений примут участие в строительстве моста через Керченский пролив и послеолимпийском благоустройстве Сочи. В апреле 2016 г. госсовет Коми внес в Госдуму законопроект о создании колоний-поселений при крупнейших предприятиях региона.

Россия остается одной из стран – лидеров по доле осужденных среди населения. По данным ФСИН на 1 июля 2017 г., в колониях находилось 505 206 человек, еще 33 957 – в колониях-поселениях, 63 668 человек (данные на конец 2016 г.) осуждены к обязательным работам. Условия труда в обычных колониях часто противоречат нормам охраны труда, оплата мизерная. В колониях-поселениях условия могут быть получше, а оплата чуть выше, но тоже далека от труда «на воле». Фактическое отсутствие внешнего контроля создает условия для злоупотреблений администрации и коррупции.

Осужденные к исправительным и обязательным работам по закону могут быть заняты только неквалифицированным трудом. Получается, что на строительстве ВСМ им предстоит работать фактически землекопами: привет труженикам ВСМ-лага от тружеников БАМлага! Что-то такое, похоже, пришло в голову и представителям РЖД: в четверг днем компания выпустила релиз, где заверила, что конкретно ВСМ Москва – Казань осужденные строить не будут. Но окончательное решение о привлечении осужденных к работе на объектах РЖД в целом пока не принято.

Выбор редактора
Читать ещё
Preloader more