Как Huawei завоевала российский рынок смартфонов

Китайские телефоны уже мало чем отличаются от некитайских
Zuma / ТАСС

До недавнего времени название Huawei мало что говорило российским покупателям смартфонов. Еще пару лет назад китайский производитель занимал 2–2,5% российского рынка этих устройств, что, согласитесь, немного. А теперь Huawei на первом месте по продажам смартфонов. В конце мая – начале июня она сместила с него Samsung, что в России раньше не удавалось никому и никогда.

Конечно, успех Huawei и других китайских вендоров (в России, к примеру, очень неплохо чувствует себя Xiaomi) можно списать на низкие цены. Их смартфоны при схожих характеристиках сейчас действительно не сильно уступают аппаратам старых, известных в России еще с прошлого десятилетия брендов. После обвала рубля денег на их пафосные телефоны у российских пользователей стало меньше – и демократичные китайские смартфоны стали им достойной заменой.

Но на одной цене в России не взлетишь. В стране демонстративного потребления, как показывает опыт последних лет, даже в лютый кризис люди готовы покупать дорогие смартфоны. В рассрочку, в кредит – хорошо хоть почки еще не продают. И китайцы учитывают это: в их модельном ряду появляются все более и более дорогие аппараты, с которыми не стыдно выйти в свет. Но как сказать «дорогие»: в итоге получается все же дешевле, чем флагманские iPhone или смартфоны Samsung верхнего ценового сегмента.

Кстати, некоторые продавцы электроники объясняют рост спроса на недешевые смартфоны в кризис не только заботой покупателей об имидже. Чем дороже устройство, тем, как правило, оно надежнее и технологически совершеннее, а следовательно, тем реже надо его менять, утверждают они. А надо сказать, раньше к качеству китайских смартфонов претензий было немало. На презентации аппаратов одного известного ныне китайского бренда несколько лет назад, помню, смартфоны чуть ли не разваливались в ходе демонстрации – что уж говорить об аппаратах для массового рынка. Но ситуация быстро меняется: китайские смартфоны теперь по качеству не сильно отличаются от некитайских, и каких-то особых нареканий к ним в последнее время не слышно. Китайские бренды и китайская сборка аппаратов больше не отпугивают покупателей.

Китайцы научились делать надежные аппараты, которые стоят относительно недорого, но дело не только в этом. В России 85–90% смартфонов продается в салонах связи (интернет-продажи развиты меньше). И китайские производители, похоже, научились находить общий язык с продавцами смартфонов и создавать альянсы. Та же Huawei, к примеру, летом 2016 г. заключила соглашение с МТС, согласно которому оператор продвигал смартфоны вендора в своих салонах. И уже к концу года Huawei заняла третье место по штучным продажам смартфонов в России.

Правда, удастся ли Huawei удержать первое место на российском рынке – вопрос. Samsung и Apple (второе и третье место в России по продажам смартфонов в конце мая – середине июня) вряд ли будут сидеть сложа руки и наблюдать, как китайский конкурент наращивает долю рынка. Очевидно, не дремлют и другие китайские вендоры, тоже грезящие о призовых местах. В России их становится все больше и больше, а рынок между тем не резиновый и в штуках уже растет на единицы процентов в год. Какая драка за место на нем может начаться в ближайшее время, остается только гадать, но, возможно, лидеры теперь будут сменяться значительно чаще, чем это было до сих пор.