Как Huawei завоевала российский рынок смартфонов

Китайские телефоны уже мало чем отличаются от некитайских

До недавнего времени название Huawei мало что говорило российским покупателям смартфонов. Еще пару лет назад китайский производитель занимал 2–2,5% российского рынка этих устройств, что, согласитесь, немного. А теперь Huawei на первом месте по продажам смартфонов. В конце мая – начале июня она сместила с него Samsung, что в России раньше не удавалось никому и никогда.

Конечно, успех Huawei и других китайских вендоров (в России, к примеру, очень неплохо чувствует себя Xiaomi) можно списать на низкие цены. Их смартфоны при схожих характеристиках сейчас действительно не сильно уступают аппаратам старых, известных в России еще с прошлого десятилетия брендов. После обвала рубля денег на их пафосные телефоны у российских пользователей стало меньше – и демократичные китайские смартфоны стали им достойной заменой.

Но на одной цене в России не взлетишь. В стране демонстративного потребления, как показывает опыт последних лет, даже в лютый кризис люди готовы покупать дорогие смартфоны. В рассрочку, в кредит – хорошо хоть почки еще не продают. И китайцы учитывают это: в их модельном ряду появляются все более и более дорогие аппараты, с которыми не стыдно выйти в свет. Но как сказать «дорогие»: в итоге получается все же дешевле, чем флагманские iPhone или смартфоны Samsung верхнего ценового сегмента.

Кстати, некоторые продавцы электроники объясняют рост спроса на недешевые смартфоны в кризис не только заботой покупателей об имидже. Чем дороже устройство, тем, как правило, оно надежнее и технологически совершеннее, а следовательно, тем реже надо его менять, утверждают они. А надо сказать, раньше к качеству китайских смартфонов претензий было немало. На презентации аппаратов одного известного ныне китайского бренда несколько лет назад, помню, смартфоны чуть ли не разваливались в ходе демонстрации – что уж говорить об аппаратах для массового рынка. Но ситуация быстро меняется: китайские смартфоны теперь по качеству не сильно отличаются от некитайских, и каких-то особых нареканий к ним в последнее время не слышно. Китайские бренды и китайская сборка аппаратов больше не отпугивают покупателей.

Китайцы научились делать надежные аппараты, которые стоят относительно недорого, но дело не только в этом. В России 85–90% смартфонов продается в салонах связи (интернет-продажи развиты меньше). И китайские производители, похоже, научились находить общий язык с продавцами смартфонов и создавать альянсы. Та же Huawei, к примеру, летом 2016 г. заключила соглашение с МТС, согласно которому оператор продвигал смартфоны вендора в своих салонах. И уже к концу года Huawei заняла третье место по штучным продажам смартфонов в России.

Правда, удастся ли Huawei удержать первое место на российском рынке – вопрос. Samsung и Apple (второе и третье место в России по продажам смартфонов в конце мая – середине июня) вряд ли будут сидеть сложа руки и наблюдать, как китайский конкурент наращивает долю рынка. Очевидно, не дремлют и другие китайские вендоры, тоже грезящие о призовых местах. В России их становится все больше и больше, а рынок между тем не резиновый и в штуках уже растет на единицы процентов в год. Какая драка за место на нем может начаться в ближайшее время, остается только гадать, но, возможно, лидеры теперь будут сменяться значительно чаще, чем это было до сих пор.