Надо ли нравиться врагам

Имиджевый троллинг от российских дипломатов созвучен настроениям политического истеблишмента

Запад – враг России, заявил в интервью Financial Times замглавы МИДа Сергей Рябков, так почему Москву должен заботить имидж страны в его глазах? Слова дипломата, адресованные западной аудитории, могут показаться крайне резкими, но в целом его высказывания вполне созвучны и последним заявлениям Владимира Путина, и в целом настроениям в политическом руководстве страны.

«Мы не считаем, что Запад в его широком понимании <...> является нашим другом. Напротив, мы рассматриваем Запад в качестве противника, который действует на подрыв позиций России и перспектив ее нормального развития, – сказал Рябков в интервью (перевод «Ведомостей»). – Тогда почему нас должно так сильно заботить то, как мы выглядим в глазах противников?» На уровне внутрироссийских телевизионных пропагандистов этот назойливый мотив звучит давно – как троллинг, но все же теперь об этом говорит замминистра иностранных дел, и не для мобилизации российского электората.

Едва ли это было импровизацией высокопоставленного дипломата. Рябков – профессионал очень высокого уровня, поэтому вряд ли он позволит себе отходить от генеральной линии или вольно ее интерпретировать, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Возможно, сказывается личное раздражение дипломата от неудачных попыток наладить отношения с Западом в последние месяцы, но в целом его заявление можно считать отражением некоей тенденции в умонастроениях МИДа, считает Кортунов. И, очевидно, не только: вчера спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко дала понять, что Россия не торопится принять решение об уплате членских взносов в Совет Европы, за что России пригрозили исключением из организации.

Такие заявления по всей российской внешней политике – компетенция уровня президента, даже не главы МИДа, а Рябков отвечает только за США, Латинскую Америку и разоружение, парирует эксперт по международным отношениям Владимир Фролов: «Просто все знают, что наверху любят жесткий «отлуп» Западу». Координация внешнеполитических заявлений потеряна, все ушло в троллинг.

Путин тут камертон: то заявит, что поскорей бы уже Запад ввел все возможные санкции, что «развязало бы нам руки», то обещает «так прыгнуть, что мало не покажется». Слово «противник» еще не прозвучало, но уже носится в воздухе.

Противоположная точка зрения в публичном пространстве присутствует, но это отдельные голоса на фоне большого слаженного хора. Санкции – прямое следствие кризиса в отношениях России с Западом – грозят провалом объявленного Путиным прорыва в развитии страны. Поэтому внешняя политика России сегодня должна быть направлена «на уменьшение напряженности с другими странами и, как минимум, сохранение и снижение санкционного режима, а не наращивание». Но это слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина, человека, к внешней политике отношения напрямую не имеющего: голубям там сегодня не место.-