Мусор и многоэтажки против самолетов

Счастливый исход авиапроисшествия «Уральских авиалиний» – скорее, исключение из правил

Счастливое приземление в кукурузу Airbus А321 «Уральских авиалиний» подводит к двум неприятным для властей выводам: столкновение лайнера с чайками стало следствием нерешенной проблемы нелегальных мусорных свалок, а чудесное спасение стало возможно благодаря тому, что сельскохозяйственное поле не было застроено жильем.

Рейс самолета, летевшего утром 15 августа в Симферополь из подмосковного аэропорта «Жуковский», прервался, когда на взлете оба двигателя заглохли от столкновения с чайками. Все 234 человека на борту остались живы и даже почти не пострадали благодаря выдержке и профессионализму пилотов – 41-летнего Дамира Юсупова и 23-летнего Георгия Мурзина, которые благополучно посадили самолет с полными баками на поле в километре от взлетно-посадочной полосы. Отвага и профессионализм пилотов сомнений не вызывают, напомнив «чудо на Гудзоне» с бортом US Airways в 2009 г., но есть вопросы к местным властям и руководству аэропорта.

Откуда перед авиалайнером на взлете взялась стая чаек? Обезопасить самолет от птиц при взлете и посадке – задача орнитологической службы аэропорта, которая отпугивает птиц от близлежащих территорий, но рядом с Жуковским протекает Москва-река, где чайки активно гнездятся, а кормятся на мусорных полигонах, и рядом с «Жуковским» как раз есть нелегальная свалка на озере Глушица, подтвердили СМИ местные жители и экологи. О рисках авиакатастроф из-за чаек еще в 2017 г. предупреждала член комиссии по экологии Общественной палаты Московской области Елена Гришина, администрации Жуковского предписывали ликвидировать свалку, возбуждалось уголовное дело за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. В итоге отходы к Глушице завозить перестали, но свалка на месте.

Столкновение с чайками вследствие роста их численности из-за нерешенной мусорной проблемы касается не только «Жуковского»: авиакомпании жалуются, что чаек вокруг аэропортов в Московском регионе становится больше. По данным Росавиации, за полгода 2019 г. зафиксирован 521 случай столкновения самолетов с птицами против 431 за полгода 2018 г.

Но куда бы садился авиалайнер, если бы территория вокруг аэропортов была застроена массовым жильем, что сейчас предлагает делать Минтранс? Экипаж смог без жертв посадить самолет благодаря тому, что рядом с ВПП было сельскохозяйственное поле, засеянное высокой, вызревшей уже кукурузой, которая смягчила посадку. Посадка на жилой микрорайон едва ли обошлась бы без жертв – на борту или на земле. Приаэродромные территории в больших городах и так застроены целыми микрорайонами, Минтранс хочет резко сократить площадь территорий, чтобы строить еще больше жилья. У пилотов авиакомпании US Airways в 2009 г. был Гудзон, нашим могут оставить только застройку.