Бедная Федерация легкой атлетики

Игнорирование антидопинговых правил и санкций может привести российский спорт к изоляции

Как можно было ожидать, Международная ассоциация легкоатлетических федераций (World Athletics, WA) не сочла допустимым отказ от выплаты Всероссийской федерацией легкой атлетики (ВФЛА) штрафа в $5 млн за антидопинговые нарушения. За три с половиной месяца, прошедших с марта, когда WA объявила о штрафе, руководство федерации так и не нашло денег, чтобы уплатить его, хотя должно было это сделать к 1 июля.

Все это может привести к глубокому нокдауну российской легкой атлетики, которая и так никак не придет в себя после череды допинговых скандалов. В конце июля совет WA может исключить ВФЛА, допустил гендиректор Российского антидопингового агентства Юрий Ганус (цитата по ТАСС). На Россию не будут обращать внимания при формировании пула спортсменов для участия в международных соревнованиях – как будто нас нет вообще, поясняет спортивный адвокат и доцент ВШЭ Александр Чеботарев.

К этой точке Россия идет, практически не сворачивая, с 2015 г., когда ВФЛА была дисквалифицирована за систематические нарушения, связанные с применением допинга спортсменами. Президентом ВФЛА в 2016 г. избрали Дмитрия Шляхтина, который был призван улучшить имидж федерации. Не получилось. В 2019 г. новый допинговый скандал с чемпионом мира 2018 г. по прыжкам в высоту Данилом Лысенко привел к отставке покрывавшего его руководства ВФЛА. То, на что нередко закрывают глаза внутри России, – липовые документы – для международного сообщества опять не прошло.

Приход в марте 2020 г. Евгения Юрченко, бывшего члена совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации, из штопора федерацию не вывел. По словам Юрченко, $5 млн – неподъемная сумма для федерации в условиях кризиса. А решение WA приостановить выдачу российским спортсменам нейтрального статуса, позволяющего им выступать на международных соревнованиях, – тяжелейший удар по спортсменам.

Звучит это как-то сомнительно: нет денег – можно объявить сбор средств, попросить их у Министерства спорта, наконец, но не снимать с себя ответственность за бездействие. Проблема ВФЛА, похоже, не столько в отсутствии денег (штраф из-за просрочки вырос до $10 млн, которые все равно придется платить), сколько в негодной системе управления, в которой формально избираемая должность президента ВФЛА совмещается с почти полностью государственным финансированием федерации. Что превращает эту общественную организацию в бюджетный ресурс, за доступ к которому ведется межгрупповая борьба среди спортивных чиновников. Из-за чего интересы спортсменов, федерации, международные правила отодвигаются на задний план. Если же федерация, не раз пойманная на допинговых нарушениях, не платит штраф, за введение которого она от имени России голосовала, то как ей международное сообщество сможет доверять? А без доверия мы станем изгоями в международной легкой атлетике и не сможем влиять на ее политику.