Сенаторы попросят проверить Фонд Сороса

Эта и другие НКО обрабатывают наше общество, США добиваются развала России, допустить этого нельзя, заявил Константин Косачев
Джордж Сорос/ Manuel Balce Ceneta/ АР

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что необходимо проверить "нежелательные организации в рамках действующего законодательства". Как передает "Интерфакс", он пообещал, что будет направлен соответствующий запрос в Генпрокуратуру и Министерство юстиции. Это предложение поддержал председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Как передает ТАСС, он сказал, что готов провести семинар-совещание на эту тему. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко дала протокольное поручение профильным комитетам подготовить обращение в МИД, Минюст и Генпрокуратуру, документ может быть принят 8 июля.

По словам сенатора, иностранные демократические миссионеры "обрабатывают наши идеалы и наше общество", а США используют любой предлог, чтобы "подпалить Россию и установить внешний контроль за ситуацией в нашей стране и за нашими людьми". "Это Фонд Сороса, Фонд национальной поддержки демократии, Фонд Мак-Артура, Национальный демократический институт и многие другие", - добавил Косачев.

"Если в прошлом году финансирование иностранных организаций в России составляло около 37 млрд руб., то в этом году - более 70 млрд руб. И это не конец истории", - цитирует "Интерфакс". По информации сенатора, деньги выделяются тем организациям, которые вмешиваются в дела России через контролируемые фонды. "Очевидно, что эти деньги идут не на поддержку наших граждан, не на стабилизацию экономической и политической ситуации. Речь идет о том, чтобы повторить отработанную на Украине и в других странах антидемократический сценарий по смене законной власти на лояльный режим", - уверен Косачев. По его мнению, "американцы и их союзники не скрывают, что мы, Россия, следующие". Для этой цели, подчеркнул он, используются все средства, в том числе "раскручивание темы прав и свобод человека в России, чтобы поднять людей на борьбу со своим государством" (цитата по ТАСС).

"Мы не имеем ни морального, ни политического права допустить развала страны. Мы уже один раз потеряли страну, и чтобы не допустить еще одного развала, а значит и поражения страны, нации, надо держать на эффективном контроле внешних игроков на российском общественно-политическом поле, как делают эти внешние игроки у себя дома", - заявил руководитель комитета (цитата по "Интерфаксу").

Также он рекомендовал создать для страны "собственный перечь вмешивающихся в наши дела зарубежных неправительственных организаций, своего рода патриотической стоп-лист", передает ТАСС.

"Есть много неправительственных организаций, которые делают добрые дела, но эти цифры не про них", подчеркнул сенатор.

Нежелательные организации

По закону "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" обнародование информации о признании нежелательной в России деятельности иностранной или международной неправительственной организации "осуществляется путем размещения перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России, на официальном сайте Минюста России", напомнил представитель пресс-службы. Порядок ведения перечня, внесения в него и исключения организаций должен определить Минюст. По закону, нежелательной может быть признана деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющей угрозу основам конституционного строя России, обороноспособности страны или безопасности государства. Генпрокурор и его заместители имеют право запрещать нежелательным организациям осуществлять программы и проекты на территории России. Решение генпрокурора должно быть согласовано с Министерством иностранных дел. Если эти ведомства признают деятельность организации нежелательной в России, ее включат в перечень на сайте Минюста. Кредитные и некредитные финансовые организации будут обязаны отказывать участникам перечня в проведении операции с денежными средствами и иным имуществом, а об отказах им придется сообщать в Росфинмониторинг. Закон также предусматривает наказание за нарушение запрета работать в России для нежелательных организаций.

Закон о нежелательных для России организациях президент Владимир Путин подписал в мае. В конце мая депутат Госдумы от ЛДПР Виталий Золочевский направил запрос в Генпрокуратуру о проверке пяти НКО. Его интересовали «Мемориал», Фонд Карнеги, Human Rights Watch, Transparency International и Amnesty International. В середине июня Генпрокуратура ответила ему, что иностранные неправительственные организации находятся вне юрисдикции России, что препятствует их проверке на соответствие закону о нежелательных организациях. Кроме того, замгенпрокурора Виктор Гринь заметил, что в обращении Золочевского не было сведений о конкретных фактах, свидетельствующих об угрозах основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства. Запрос депутата был перенаправлен в правоохранительные и контролирующие органы.

В начале июня депутаты-коммунисты Валерий Рашкин и Сергей Обухов направили запрос в Генпрокуратуру, МИД и министру юстиции Александру Коновалову с требованием признать фонд Сороса ("Открытое общество") нежелательной организацией за его антироссийскую деятельность. "Антироссийскую деятельность фонда Сороса необходимо признать нежелательной на территории России до того, как она приобретет наиболее деструктивные формы, которые мы наблюдали на Украине, в Грузии и иных странах", – цитировал "Интерфакс". По мнению депутатов, Джордж Сорос лично причастен к развалу СССР и организации евромайдана на Украине. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тогда отмечал, что это обращение является инициативой депутатов от КПРФ и с Путиным не согласовывалось. Комментировать само предложение депутатов он не стал, отметив, что в Кремле не знакомы с их аргументацией.

26 мая Песков говорил, что Кремль не намерен отказываться ни от закона об НКО - иностранных агентах, ни от закона о нежелательных организациях. 23 июня президент Владимир Путин, комментируя ситуацию с иноагентами, также сказал, что этот статус явно был введен в законодательство не зря - "чтобы иностранные государства не использовали инструменты подобного рода для вмешательства в наши внутриполитические дела".