Разоблачительный фильм о Навальном – это реакция на панамское досье, уверены эксперты

Но не исключена и подготовка нового уголовного дела
Телеканал «Россия» пообещал разоблачить Алексея Навального как агента Запада/ М. Стулов/ Ведомости

Алексей Навальный подаст в суд на ВГТРК, телеведущего Дмитрия Киселева и журналиста Евгения Попова и будет требовать возбуждения уголовного дела о клевете за фильм «Эффект Браудера», который должен выйти на телеканале «Россия 1» в рамках ток-шоу «Специальный корреспондент» в среду вечером. В показанном в воскресной программе Киселева «Вести недели» фрагменте фильма говорится, что гендиректор фонда Hermitage Capital Management Уильям Браудер, будучи агентом ЦРУ, в рамках операции «Дрожь» по развалу СССР и России завербовал Навального в качестве «агента Freedom», предложив ему заняться корпоративным шантажом, а Навальный придумал схему со смертью Сергея Магнитского в сизо, которую организовал Браудер через доверенных лиц во ФСИН.

Среди экспертов в фильме фигурирует «начальник службы безопасности Бориса Березовского», бывший директор ЧОП «Атолл» Сергей Соколов (он рассказывает, что ЦРУ хранило свои секретные данные на украинских серверах, которые потом были вывезены в Россию) и следователь Павел Карпов, расследовавший дело Магнитского. В «документах ЦРУ», которые приводятся в фильме, блогеры уже нашли множество грамматических ошибок, а один из них, датированный 2009 г., подписан сотрудницей ЦРУ Валери Плейм, которая ушла из ЦРУ после громкого скандала в 2006 г.

Соколов сообщил «Ведомостям», что у него есть переписка с Березовским, в которой рассказывается об общении Браудера с Навальным, а часть информации с 60 украинских серверов уже передана в компетентные органы. Представитель ВГТРК и автор сюжета Евгений Попов от комментариев отказались.

Темы «Спецкора»

С начала года основными темами «Специального корреспондента» были Украина, «гибель Европы», ситуация в США и война в Сирии. Про оппозицию в программе рассказывали дважды: в сюжете про форум оппозиции в Литве и в фильме об информационной войне Запада против России.

На ток-шоу уже приглашены несколько политиков, включая депутатов Госдумы. Темой программы заявлено «расследование про Навального», сказал помощник единоросса Сергея Железняка. В партии «Яблоко» говорят, что фильм будет «про Навального и, возможно, офшоры», и на эфир идти не собираются. Пресс-секретарь Фонда борьбы с коррупцией Кира Ярмыш сказала, что из ФБК никого на запись программы не звали.

Навальный объясняет новый фильм про оппозицию появлением панамского досье: «Видно, что очень торопились, около нашего офиса нас снимали в пятницу – в итоге получилась подделка, над которой все смеются. Но повестку переключили – пусть лучше высмеивают, чем обсуждают офшоры Путина». Сейчас в ФБК заверяют первоначальное видео у нотариуса, поскольку на телеканале уже начали исправлять замеченные ошибки, говорит Навальный: «Смешно будет, если они в документах ЦРУ поправят артикли».

Не должно быть полного доверия к опубликованному материалу, как и доверия к тем, кто заявляет, что это фейк, считает политолог Сергей Марков: «Это ответный удар, который должен показать, что все разоблачения коренятся в американских спецслужбах, диффамация разоблачений, связанных с панамскими делами». По его мнению, окончательная тема программы будет определяться в последний момент, в зависимости в том числе от информационной повестки.

Есть два не взаимоисключающих объяснения, говорит политолог Михаил Виноградов: «Возможно, готовится новое уголовное дело по мотивам фильма, как было с «Анатомией протеста». Или фильм нужен, чтобы во время прямой линии дать повод к реакции президента на упоминание Навального в таком контексте». Кроме того, для телеканалов остается актуальным общий антипарнасовский троллинг в условиях нащупывания постсирийской повестки дня, считает эксперт. По мнению политолога Глеба Павловского, это либо карательная импровизация в ответ на историю с офшорами и зондирование, насколько далеко готово пойти начальство и как это воспримет публика, либо подготовка к уголовному делу. «Если в первом случае никто не следит за правдоподобностью, то во втором случае даже ляпы превращаются в неоспоримые следственные доводы, как показало дело Савченко. Пока кажется, что это импровизация на уровне пропаганды, очень уж она неряшлива», – резюмирует эксперт.