Дело о гибели президента Total во «Внуково» дошло до суда

В деле пять фигурантов, обвинения с диспетчера-стажера следствие сняло в январе
Дело о гибели президента Total Кристофа де Маржери дошло до суда
Дело о гибели президента Total Кристофа де Маржери дошло до суда / Fabrice Dimier / Bloomberg

Замгенпрокурора Виктор Гринь направил в Солнцевский суд уголовное дело о катастрофе самолета Falcon во «Внуково», сообщает сайт Генпрокуратуры. В крушении в октябре 2014 г. погибли три француза - члены экипажа - и президент компании Total Кристоф де Маржери. Уголовное дело расследовалось по ч. 3 ст. 263 УК ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта"). Фигуранты дела - сотрудники аэродромных и диспетчерских служб аэропорта «Внуково» Надежда Архипова, Роман Дунаев, Александр Круглов, Владимир Леденев и Владимир Мартыненко.

После катастрофы во «Внуково» президент России Владимир Путин назвал президента Total Кристофа де Маржери «настоящим другом» России. В телеграмме президенту Франции Франсуа Олланду Путин напомнил, что де Маржери «стоял у истоков многих крупных совместных проектов, заложивших основу многолетнего плодотворного сотрудничества между Россией и Францией в энергетической сфере». Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал журналистам, что Путин давно знал де Маржери, находился с ним в тесном рабочем контакте и высоко ценил его деловые качества.

По версии следствия, 20 октября 2014 г. «из-за отсутствия надлежащей координации взаимодействия между диспетчерскими и аэродромными службами со стороны руководителя полетов Дунаева и небрежного отношения к своим должностным обязанностям диспетчеров Архиповой и Круглова, а также утраты начальником инженерной службы Леденевым контроля за подчиненными снегоуборочная машина под управлением Мартыненко выехала на взлетно-посадочную полосу», сообщает пресс-служба надзорного ведомства. Взлетавший Falcon задел снегоуборщик и рухнул.

В результате французской авиакомпании «Юниджет» причинен материальный ущерб на сумму свыше 741 млн руб., а ОАО «Внуково» в связи с повреждением уборочного автомобиля – около 1,2 млн руб.

По делу о крушении Falcon задерживалась и диспетчер-стажер Светлана Кривсун. Однако в начале января следствие сняло с нее все обвинения, признав, что она в тот день все делала правильно и не была причастна к совершению преступления.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование причин этой катастрофы в мае 2016 г. Тогда сообщалось, что отчет МАК направил уполномоченным представителям - в бюро по расследованию авиационных происшествий Франции и в управление по безопасности Нидерландов. После получения их комментариев МАК обещал опубликовать свой отчет.

Следственный комитет в августе 2015 г. отчитывался, что расследование дела о крушении во «Внуково» завершено. «Особо необходимо отметить, что расследование данного уголовного дела было осуществлено в кратчайшие сроки - в течение пяти месяцев, что является достижением не только для следственной практики Российской Федерации, но и мировых расследований авиационных катастроф, которые, как правило, длятся от трех до десяти лет», - говорилось в сообщении СКР. По мнению следствия, диспетчеры имели возможность предотвратить столкновение самолета со спецмашиной, но не предприняли к этому необходимых действий". Генпрокуратура вернула дело на доследование из-за процессуальных нарушений. В следующий раз СКР сообщил о завершении расследования в январе 2016 г.

Ключевой фигурант дела - водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко признал вину после предъявления ему обвинения в окончательной редакции, говорил в январе его адвокат Александр Карабанов. По его словам, он и его подзащитный намеревались просить о рассмотрении его дела в особом порядке. Адвокат также отмечал, что, со слов других снегоуборщиков аэропорта, после катастрофы порядок досмотра сотрудников наземных служб аэропорта не изменился. «Мой подзащитный заявил о том, что, к сожалению, сам порядок досмотра и процедуры проверки не изменились: как они проходили раз в день - в начале работы, так и проходят, вечером сотрудников дополнительно никто не проверяет», - говорил Карабанов «Интерфаксу». Его подзащитный считает, что дополнительная проверка могла бы снизить риск возникновения ситуаций, подобных той, которая привела к авиакатастрофе. Ранее сообщалось, что Мартыненко заблудился на летном поле, после крушения в его крови был обнаружен повышенный уровень алкоголя, но проверку он проходил только перед началом смены.