Для чего Владимир Путин поменял этой осенью 11 губернаторов
Главная цель – подготовка к 2018 году, но эффект может оказаться и более долгосрочнымУшедший в четверг в отставку руководитель Псковской области Андрей Турчак стал 11-м губернатором, уволенным президентом Владимиром Путиным за последние 18 дней, – на этом, как сообщили накануне информагентства со ссылкой на источники в Кремле, осенняя серия отставок завершена. Турчак единственный, кто пошел на повышение: в тот же день председатель «Единой России» Дмитрий Медведев назначил его врио секретаря генерального совета партии. Полноправным секретарем, отвечающим за операционную деятельность партии, Турчак сможет стать после ее декабрьского съезда.
Псковской областью будет руководить Михаил Ведерников – 42-летний заместитель полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе, бывший заместитель полпреда в Северо-Кавказском округе, экс-сотрудник администрации президента и бывший функционер «Единой России». Он не публичный политик, но политический чиновник: умеет слушать и искать баланс; карьеру делал самостоятельно, с влиятельными группами в окружении президента не связан, говорит политолог Михаил Виноградов. Ведерников – очень хороший выборный технолог, несмотря на молодость, он способен подобрать квалифицированных людей на все направления и выстроить систему управления регионом, добавляет его бывший коллега по администрации. По возрасту и профессиональным качествам Ведерников похож на «молодых технократов», ставших губернаторами в последний год, но и его случай, и случай Турчака – исключения, а не правило, говорит близкий к Кремлю собеседник.
Почему увольняют
Отставка Турчака стала следствием назначения врио главы Дагестана бывшего лидера фракции единороссов в Госдуме Владимира Васильева, напоминает близкий к Кремлю собеседник: новым лидером стал секретарь генсовета Сергей Неверов, а на его место пришел Турчак. Целью этой комбинации было ослабление позиций в партии бывшего первого замруководителя администрации президента, председателя Госдумы Вячеслава Володина, говорили ранее «Ведомостям» три близких к Кремлю человека. Неверова считают близким к Володину, а кандидатуру Турчака рекомендовало новое руководство администрации президента, у которого контроля над партией до сих пор не было, поясняли они.
Всего с начала года были досрочно уволены 16 губернаторов. Таким образом, среди прочего удовлетворяется запрос населения на обновление власти – его показывают все соцопросы, отмечает близкий к Кремлю политолог Андрей Колядин. Значительная часть отставок объясняется необходимостью «зачистки» территорий, где элиты находятся в жестком противостоянии друг с другом или с губернатором, – в частности, по этой причине уволили губернаторов в Самарской, Нижегородской, Омской, Новосибирской, Ивановской областях и Приморье, перечисляет эксперт. Часто элитные конфликты приводят к тому, что оппоненты губернаторов наносят ущерб президентской кампании: отставки были проведены заранее, чтобы не допустить такого ущерба, поясняет Колядин.
Как правило, в отставку уходили губернаторы, не демонстрировавшие очевидных успехов, не имевшие серьезной поддержки на федеральном уровне и не сумевшие урегулировать элитные конфликты в своих регионах, говорили ранее «Ведомостям» политологи Евгений Минченко и Виталий Иванов.
Почему назначают
Большинство врио губернаторов – люди молодые, с опытом работы в федеральных ведомствах, напоминает Колядин. Их принято называть «молодыми технократами», но два этих качества сами по себе не являются основаниями для назначения, основания – мудрость и опыт, подчеркивает эксперт: «Да, есть задача омолодить губернаторский корпус с прицелом на будущее, есть задача сделать из «региональных князей» менеджеров. Но нет задачи назначать «молодых технократов» ради «молодых технократов».
Нынешний кадровый проект связан с выборами 2024 г., считает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Управленцы разного уровня, имевшие опыт в различных ведомствах, корпорациях, партиях, проходят через выборы в регионах, приобретают политический опыт и опыт управления территориями, а к 2022 г. начнут возвращаться на федеральный уровень и участвовать в формировании конструкции преемственности власти». Эксперт не исключает, что из этого поколения элиты выйдет и тот, кто, может быть, станет премьером в 2022–2023 гг., а затем и президентом в 2024 г. Новую серию назначений, по его мнению, можно ожидать после президентских выборов, когда важные для финансово-промышленных групп регионы станут разменом в пакетных соглашениях различных групп влияния.
Новые назначенцы ничем не отличаются от прежних, изменился лишь механизм их отбора, отмечает близкий к Кремлю собеседник: среди новых губернаторов почти нет людей, близких к первому замруководителя администрации Сергею Кириенко, но ему удалось заставить большинство из них пройти обучение на спецкурсах в РАНХиГС. Новое руководство администрации действительно пытается придать больше системности процедуре отбора губернаторов, но это стремление то и дело натыкается на политические задачи, пример чему – назначение Васильева в Дагестан, отмечает другой близкий к Кремлю человек.
В России в последние годы в губернаторы обычно выдвигаются либо протеже крупных федеральных руководителей, людей из окружения президента, либо карьерные чиновники, не имеющие однозначной клановой привязки и направляемые в регионы в ссылку или, напротив, «на вырост», либо наследники глав, уходящих на повышение или на покой, заслуживших право выбрать преемника, отмечает Иванов.
Победители и проигравшие
Губернаторские отставки 2017 г. отражают изменение баланса внутри ближайшего окружения президента, полагает Минченко. По его наблюдениям, удалось удержать свои позиции группам [мэра Москвы Сергея] Собянина и Володина – они сохранили примерно то же количество регионов, где были близкие к ним люди. В то же время заметно усиление руководителя «Ростеха» Сергея Чемезова и братьев Ковальчуков, говорит эксперт. Также появились две новые группы игроков, которые прежде не проявляли интереса к выдвижению губернаторов, – братья Ротенберги (в Приморском крае) и исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин (в Ивановской области).
Пока «рано и неправильно» говорить о том, кто из политических игроков выиграл от новых назначений, уверен Бадовский: «Речь идет о большом проекте выдвижения нового поколения элит, и все основные группы сделали свои кадровые предложения и ставки. Дальше многое будет зависеть от того, как у кого пойдут дела в регионе, сработает ли конструкция проекта в целом, тогда и можно будет оценивать, кто оказался в плюсе, а кто свой шанс не реализовал».