Как Ким Чен Ын готовится к саммиту с Трампом

Более 60 часов на дорогу, подозрения в шпионаже и совет американцам от бывшего северокорейского дипломата
Ng Han Guan / AP

В столице Вьетнама Ханое 27–28 февраля должна состояться вторая встреча президента США Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына. Восемь месяцев назад в Сингапуре они пообещали работать над полной денуклеаризацией Корейского полуострова. Большого прогресса с тех пор достичь не удалось.

Некоторые подробности о подготовке северокорейского лидера к саммиту, в том числе предполагаемое место его проведения, известны уже сейчас.

На поезде через весь Китай

Добираться до Вьетнама Ким собирается на поезде, рассказали Reuters два человека, которые напрямую знают о его планах. Учитывая, что такая поездка из Пхеньяна должна занять более 60 часов, а прибытие Кима намечено на 25 февраля, выехать ему придется уже на этой неделе. Поезд остановится на вьетнамской границе, а оставшиеся 170 км до Ханоя Ким проедет на автомобиле.

Как и предыдущие лидеры КНДР, Ким Чен Ын предпочитает путешествовать на поезде. Но его отец Ким Чен Ир не очень любил покидать родину. В этом отношении он больше похож на своего деда Ким Ир Сена, которому нравилось бывать за границей, отмечает Тхэ Ён Хо, который был послом КНДР в Великобритании, а в 2016 г. сбежал в Южную Корею. Ким Ир Сен бывал во Вьетнаме дважды – в 1958 и 1964 гг., но границу пересекал на китайских самолетах, согласно архивным заметкам китайских газет.

Саммит, скорее всего, пройдет во дворце Тонкин, гостевом доме правительства Вьетнама, утверждают другие источники Reuters, а Ким может остановиться в отеле Melia. В субботу возле этих мест был замечен его близкий помощник. Однако все пять человек, с которыми поговорили журналисты агентства, отмечают, что планы еще могут измениться.

Борьба с критиками и шпионами

Ким сослал, посадил или казнил десятки человек, недовольных его курсом на нормализацию отношений с США и Южной Кореей, сообщает The Wall Street Journal. По оценкам американских и южнокорейских специалистов, пострадали от 50 до 70 человек. Местные СМИ объясняют это антикоррупционной кампанией. Ким также конфискует у этих высокопоставленных лиц их запасы иностранной валюты, стремясь пополнить бюджет на фоне международных санкций, сказано в докладе сеульского North Korea Strategy Center. По данным его специалистов, это принесло режиму несколько миллионов долларов – немало по меркам Северной Кореи.

Также Ким отстраняет многих опытных дипломатов от переговоров по денуклеаризации из-за подозрений в шпионаже, пишет Reuters. Многие из них работали еще при его отце и деде, а на их место он ставит более молодых специалистов.

Одна из наиболее громких замен – назначение бывшего посла в Испании Ким Хёк Холя на место Чхве Сон Хви, который отвечал за переговоры с США перед первым саммитом Трампа и Кима. По мнению южнокорейских специалистов, повышение Ким Хёк Холя отчасти связано с бегством бывшего посла в Великобритании Тхэ Ён Хо и других опытных дипломатов, работавших в богатых странах. Хотя Ким Хёк Холь, которому предположительно почти 50 лет, тоже опытный дипломат, он, «по-видимому, смог пройти тест на лояльность», говорит один из южнокорейских специалистов.

Кроме того, в опалу попал бывший заместитель министра иностранных дел Хан Сон Ёль, который много лет отвечал за дипломатические связи с США. Как рассказали два источника Reuters, он был обвинен в шпионаже в пользу США и о нем с прошлого года ничего не слышно. Это означает, что Хана могли отправить в трудовой лагерь или казнить.

Совет Трампу

США необходимо настаивать на том, чтобы Северная Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, разработанному ООН и вступившему в силу в 1970 г., уверен сбежавший дипломат Тхэ Ён Хо. КНДР вышла из этого договора в 2003 г. Хотя официально она не считается ядерной державой, но уже испытала несколько видов ядерного оружия.

Ожидается, что на переговорах Ким попытается убедить Трампа снять санкции с Северной Кореи. Но в обмен на это он может предложить США ничего не значащие уступки, предупреждает Тхэ. В частности, пообещать закрыть научно-исследовательский ядерный центр в Йонбёне, используемый для обогащения урана и плутония, и пригласить туда иностранных инспекторов. По словам Тхэ, там находится 390 объектов, связанных с разработкой ядерного оружия, поэтому на их демонтаж и проверки потребуется больше времени, чем Трамп будет находиться на посту президента.

Тхэ сравнивает Кима с недобросовестным автодилером, который пытается продать покупателю не то, что тому на самом деле нужно. «Он перекрасит сломанный автомобиль, чтобы тот выглядел новым, и затем продаст его», – приводит WSJ слова Тхэ.