Мир быстро закрывается от источников штамма омикрон

Его опасность пока непонятна
AP

Запрет на въезд из ЮАР и ее соседей из-за штамма коронавируса омикрон – дискриминация, его необходимо отменить немедленно, заявил южно-африканский президент Сирил Рамафоса. По его словам, транспортные барьеры только усугубят положение пострадавших от пандемии стран.

Штамм COVID-19 омикрон, название которому было подобрано ВОЗ только 26 ноября, впервые был обнаружен в ЮАР, в различных странах уже зафиксированы десятки заразившихся, но о случаях смерти от него пока не известно, сообщила 29 ноября ВОЗ. Пока не ясно и то, насколько эффективны существующие вакцины против нового штамма, но такие разработчики вакцин, как Pfizer и Moderna, начали активные исследования по этому вопросу, говорится в заявлениях этих компаний. Нет точных данных и о том, насколько тяжело проходит заболевание, вызванное новым штаммом, и передается ли он быстрее от человека к человеку, чем прежние варианты, говорится в сообщении ВОЗ. Однако существует вероятность, что уже переболевшие COVID-19 могут легче заразиться новым вариантом вируса, отмечают в организации. Для того чтобы выяснить все эти подробности, потребуются дни или недели, сообщает ВОЗ.

Тем не менее принятые меры по прекращению сообщения с ЮАР уже вызвали огромную обеспокоенность руководства этой страны и грозят ей большими экономическими потерями. «Мы призываем все те страны, которые ввели запрет на поездки в нашу страну и наши братские страны юга Африки, немедленно и срочно отменить свои решения», – сказал Рамафоса в обращении к нации. Рамафоса подчеркнул, что ограничения «подорвут способность [пострадавших от коронавируса государств] реагировать на пандемию и восстанавливаться после нее».

Прекращение транспортного сообщения с ЮАР и ее соседями Северной Америкой, Европой, Восточной и Юго-Восточной Азией тяжело ударит по экономике этой страны и ее соседей, отмечает научный сотрудник Центра исследований юга Африки РАН, ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Александра Архангельская. В стране до трети населения безработные, не проходит энергетический и транспортный кризис.

Южно-африканский Йоханнесбург является ключевым транспортным авиахабом всей Южной Африки, он связывает этот регион континента с внешним миром – Европой, Америкой, Ближним Востоком. Решение властей стран этих регионов, скорее всего, приведет к банкротству и исчезновению ключевой авиакомпании страны South African Airways, говорит эксперт.

Ограничение на полеты серьезно ударит и по туристической отрасли, что приведет к росту безработицы. Стоит учитывать, что в районе Кейптауна сосредоточен кластер недвижимости, принадлежащей гражданам богатых арабских стран, от которых во многом кормится население городской агломерации, занятой в сфере обслуживания. Ограничения тем более некстати, поскольку сейчас в ЮАР начинается пляжный сезон – климатическое лето. Наконец, ограничения по сходу на берег в Кейптауне и Дурбане также осложнят движение грузопотоков, и так уже испытывающих, как и по всему миру, трудности: суда неделями ждут на рейде разгрузки, теперь к этому может прибавиться дополнительная сложность с переменой команд и разгрузкой и стоит отметить, что один из ключевых экспортных товаров ЮАР – уголь, перевозимый морским путем, объясняет Архангельская.

Еще раньше, 26 ноября, когда волна ограничений на авиасообщение только запустилась, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предостерегла от запретов на поездки в страны юга Африки. Организация подчеркнула, что такие запреты не должны являться «долгосрочным решением». Гендиректор IATA Уилли Уолш в своем обращении призвал правительства вводящих ограничения стран использовать опыт последних двух лет и применить безопасные альтернативы закрытию границ и карантину.

С пятницы о прекращении авиасообщения с ЮАР, в основном на двухнедельный срок, а также с граничащими с ней Лесото, Эсватини, Намибией, Ботсваной, Зимбабве и Мозамбиком объявили США, Канада, Бразилия, Великобритания, ряд стран Евросоюза (Германия, Чехия, Австрия, Франция, Италия, Нидерланды и Мальта, при том что в целом ЕС пока не принял окончательное решение о запрете полетов), ближневосточные Турция, Египет, Иордания, Саудовская Аравия, эмират Дубай (ОАЭ) и Бахрейн, страны Юго-Восточной Азии (Таиланд и Сингапур). Израиль 27 ноября и Япония 28 ноября приняли решение запретить въезд на две недели всем иностранцам. Россия помимо ЮАР и ее соседей также запретила 26 ноября въезд иностранцам из Мадагаскара, Танзании и Гонконга.

Власти Египта пока категорически отрицают, что с территории их страны распространяется новый штамм, говорит Олег Пантелеев из агентства «Авиапорт». Поэтому, пока не будет выяснено обратное, нет необходимости вводить какие-то ограничения для россиян на зимний туризм в эту страну. Ясно, что туристический бизнес и авиаперевозчики не заинтересованы в новых ограничениях, которые помешают им выполнить зимнюю программу, отмечает эксперт. Власти разных стран готовы очень оперативно действовать при обнаружении новых рисков, продолжает Пантелеев. Подход во многих стран в таких случаях предельно прост – закрытие авиасообщения. Скорее всего, в связи с омикроном решения о закрытии авиасообщения будут приниматься быстро и жестко, полагает эксперт.