С уходом Бориса Джонсона антироссийский курс Великобритании не изменится

Чем быстрее тори выберут его преемника, тем больше будет шансов у его ключевых министров
Чем быстрее пройдут выборы нового лидера британских консерваторов, тем больше вероятность, что новым премьером станет кто-то из видных министров правительства Бориса Джонсона/ Matt Dunham / POOL / AFP

Имя нового премьера Великобритании зависит от того, каким будет график выборов нового лидера консервативной партии, который одновременно станет и премьером. Заявивший 7 июля об уходе в отставку Борис Джонсон обещал объявить об этом графике на следующей неделе. Большинство членов партии будут пытаться ускорить этот процесс, говорит научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Алешин. «Если процедура пойдет по ускоренному графику, то больше всего шансов [занять оба руководящих поста] у министра обороны Бена Уоллеса. Но если процесс затянется, возможны новые скандалы, которые повлияют на рейтинги политиков и, соответственно, на кандидатуры лидера партии и главы правительства», – считает Алешин.

Согласно последнему опросу YouGov, проведенному 5 июля, за отставку Джонсона высказались рекордные 69% респондентов, против – 18%. Среди избирателей-консерваторов ухода премьера желали 54%. Уоллес является очевидным фаворитом на пост главы консерваторов: его выбрало 13% респондентов из числа избирателей тори во время экстренного опроса YouGo 7 июля. Следом идет младший министр по торговой политике Пенни Мордаунт (12%).

Ушедшего в отставку перед Джонсоном министра финансов Риши Сунака поддерживает 10%, а оставшуюся в правительстве министра иностранных дел Лиз Трасс – 8%.

Скандалы сопровождали всю карьеру Джонсона после того, как летом 2019 г. он сменил Терезу Мэй на посту премьера, а затем под его руководством партия триумфально победила в декабре 2019 г. Он говорил, что собирается править 10 лет, но уже в конце 2021 – начале 2022 г. оказался в центре скандала с алкогольными вечеринками в резиденции премьера в разгар локдауна. А 6 июня 2022 г. после проигрыша досрочных выборов в ряде округов фракция консерваторов попыталась выразить Джонсону вотум недоверия, но его инициаторы потерпели неудачу.

В итоге отставка Джонсона произошла на фоне скандала с заместителем партийного организатора консерваторов в парламенте Криса Пинчера, который, по данным The Sun, будучи нетрезвым, приставал к двум мужчинам в клубе консерваторов. После ухода Пинчера с должности выяснилось, что Джонсон, назначая его на высокие посты, знал, что в 2017 г. тот уже был фигурантом парламентского расследования о домогательствах. После этого 5 июля в отставку подали Сунак и министр здравоохранения Саджид Джавид, а вслед за ними и десятки других членов кабинета, что привело к падению Джонсона.

«Последний скандал переполнил критическую массу раздражения и в британском обществе, и в парламентской фракции консерваторов», – говорит руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева. Избежание вотума недоверия и ранее не являлось индульгенцией от отставки, говорит она: Мэй смогла избежать его в декабре 2018 г., а ушла добровольно с поста уже в июле 2019 г.

На нынешнем решении сказались не только действия Джонсона, но также ситуация в экономике. Самая высокая инфляция в G7, по данным ОЭСР (9,1% в мае, рекордная за 40 лет), угрожает позициям консервативной партии, продолжает Ананьева. Чтобы обеспечить себе преимущество над лейбористами на грядущих выборах, консерваторам необходимо избавиться от «балласта» в виде скомпрометировавшего себя премьера и получить нового лидера. «Так что отставка Джонсона – это тактический ход консерваторов, чтобы сохранить свои позиции за счет нового лица», – заключает эксперт.

У Джонсона была последовательная позиция по отношению к РФ. После начала Россией военной спецоперации на Украине он стал наиболее активным сторонником поддержки Киева вооружением и другими способами, а также отметился неоднократными резкими заявлениями. «Позвольте сказать украинскому народу: мы в Соединенном Королевстве будем поддерживать вашу борьбу», – обещал Джонсон в своем заявлении об отставке.

За несколько часов до этого пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не надеются на коррекцию антироссийского курса Лондона после отставки Джонсона.

Негативное отношение к России стало константой и внешней, и внутренней британской политики при Джонсоне и это действительно вряд ли изменится в обозримой перспективе – Лондон останется наиболее ярым оппонентом Москвы среди западноевропейских стран, говорит замдиректора Центра комплексных европейских и мировых исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. По его словам, здесь играет роль и фактор выхода Великобритании из ЕС – теперь Лондон вынужден держаться в американской орбите, а не в более умеренной европейской, считает он.

«В элите консервативной партии есть прочный антироссийский консенсус. А так как среди наиболее вероятных кандидатов на премьерство Трасс и Уоллес, одни из основных проводников этого курса, изменений тем более ждать не стоит», – добавляет Суслов.