Вызовы и возможности для российской нефтегазопереработки

Для жизни и развития человеческого общества во все времена были и будут нужны источники энергии. Современная отрасль добычи и применения нефти и позже углеводородов (УВ) началась ещё в 19 веке и с тех пор непрерывно развивалась. Лиана Берберова, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ отмечает следующие глобальные тренды на мировых энергетических рынках: региональная дифференциация энергетических приоритетов; декарбонизация и экологическая политика в развитых странах против энергобезопасности и доступности энергии в развивающихся странах; рост значимости геополитического фактора на мировых энергетических рынках, и, соответственно, волатильности рынков; разрыв мировых логистических цепочек и переориентация торговых потоков энергоносителей вследствие введения нерыночных механизмов регулирования недружественными странами.

В целом эти тенденции спровоцировали рост цен на энергоносители и стоимости фрахта судов. Вследствие экологической политики стран Запада по переходу к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) растёт конкуренция различных источников энергии, но, несмотря на кратный рост потребления ВИЭ в мире, традиционные УВ будут доминировать в мировом энергобалансе в кратко- и среднесрочном периодах – отрасль имеет давнюю историю и сразу её не отбросить. В настоящий момент инвестиции в «чистую» энергетику ($2 трлн) уже превышают вложения в традиционные углеводороды ($1,1 трлн), что может привести к дефициту предложения на рынках традиционных энергоносителей в среднесрочной перспективе. Спрос на нефть продолжает расти вопреки неоднократным прогнозам достижения его пика. Мировое первичное потребление нефти продолжит увеличиваться на фоне роста спроса в транспортном секторе и нефтехимии, главным регионом роста станет Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В перспективе 2030-2040 гг. ключевые мировое агентства не отмечают достижения пика спроса на нефть. Если же рассмотреть мировой рынок газа, то он демонстрирует разнонаправленные тенденции: наблюдается устойчивый рост потребления в АТР и одновременное снижение в Европе, где политика сокращения газовой зависимости приводит к заметной деиндустриализации. В целом, мировое потребление газа достигло нового рекорда в 2024 г., прогнозируется дальнейший рост спроса. Природный газ сохраняет позиции наиболее экономически эффективного «переходного топлива». При этом на мировом газовом рынке снижается доля трубопроводного импорта в Европе, тогда как в Китае, напротив, растет. Выросла значимость торговли сжиженным природным газом (СПГ), поскольку она обеспечивает гибкость поставок. Ожидается рост конкуренции между поставщиками СПГ по мере роста мировых мощностей сжижения. Такова общая картина современного мирового нефтегазового рынка.

Что касается трендов, характерных для российской энергетики и нефтегазопереработки, то Лиана Берберова отмечает баланс между задачами нергоперехода, развитием экономики и сохранением позиций России на мировом энергетическом рынке. Добыча нефти и нефтепереработка поддерживаются на стабильном уровне. При этом наблюдаются сокращение добычи газа на фоне отказа недружественных стран от трубопроводного импорта из России и переориентация экспортных потоков энергоносителей и рост доли дружественных стран в экспорте России. Также продолжается газификация регионов России, предпринимаются меры для развития новых регионов добычи нефти и газа. Идет активное импортозамещение зарубежных технологий и рост технологической независимости ТЭК России.

Решающее значение в отрасли нефтегазопереработки в России приобретают производство отечественного оборудования и технологий нефте- и газопереработки, промышленная автоматизация нефтеперерабатывающих предприятий.

В контексте технологического развития нефтеперерабатывающей отрасли России, можно выделить следующие приоритеты: переход на отечественное оборудование и внедрение в промышленное производство катализаторов, присадок и реагентов с эксплуатационными характеристиками, сопоставимыми с мировыми лидерами.

Приоритетными рынками сбыта нефтепродуктов и НХП при текущем санкционном режиме являются дружественные страны, среди них, главным образом, – страны АТР как региона основного прогнозируемого роста спроса, а также Турция, страны Латинской Америки и Африки.

В результате санкционного давления со стороны недружественных сторон произошла переориентация рыночных потоков энергоносителей: если ранее около половины нефтяного экспорта и более 70% поставок газа (СПГ + труба) приходилось на страны Европы, то после 2022 г. в структуре российского экспорта энергоносителей доминируют страны АТР. Это привело к удлинению пути, росту цен на энергоносители и ставок фрахта судов по всему миру. В результате переориентации поставок в 2024 г. на дружественные страны приходится почти 95% нефтяного и более 60% совокупного газового экспорта России.

Ожидается медленный рост потребления моторных топлив в России. Так, к 2028 году потребление бензина вырастет до 39 млн т (+0,4% от уровня 2024 г.), потребление дизеля вырастет до 55,5 млн т (+0,3% от уровня 2024 г.). Основными драйверами станут рост автомобилизации при постепенном переходе к автомобилям на альтернативной энергии, но пик потребления до 2030 г. не ожидается. Потребление авиационного топлива будет определяться геополитической стабильностью в Евразийском регионе.

Уже сейчас газомоторное топливо является более экономичным относительно традиционных топлив. Количество авто на ГМТ в России может удвоиться к 2030 г. и достигнуть почти 700 тыс. единиц. Однако его внедрение ограничено темпами развития заправочной инфраструктуры.

Для ускорения модернизации НПЗ и роста выхода светлых нефтепродуктов необходимо сохранить субсидии в рамках обратного акциза на нефть и инвестиционной надбавки Кинв, механизма демпфера и проводить политику компенсации затрат на выпуск опытно-промышленных партий оборудования для НПЗ. Также важно финансово поддерживать создание отраслевых инжиниринговых центров и испытательных полигонов для оборудования нефтеперерабатывающей отрасли. Разработать систему стимулирования и норм регулирования для защиты объектов ТЭК от внешних угроз

Для перехода к новым видам топлива требуется следующее: создание специализированных центров (хабов) по перевалке, хранению и торговле СПГ; выделение ресурсной базы под СПГ-проекты; реализация мер государственной поддержки и стимулирования использования водорода в различных секторах экономики, а также улавливания, хранения и (или) захоронения, транспортировки и использования CO2, в том числе создание нормативно-правовой базы в области безопасности водородной энергетики. Также необходимо стимулирование разработки отечественных низкоуглеродных технологий производства, хранения и транспортировки водорода и энергетических смесей на его основе, технологий улавливания, хранения и использования CO2 (CCUS), технологий топливных элементов и материалов нового поколения для всех указанных низкоуглеродных технологий, а также развитие инжиниринга водородных энергоустановок.

Выводы

Современная глобальная энергетическая ситуация характеризуется сложным взаимодействием геополитических факторов, региональных приоритетов и стремительным развитием энергоперехода. Для российской нефтегазопереработки основными вызовами стали санкционные ограничения, ведущие к переориентации экспортных потоков на дружественные страны, прежде всего регионы АТР, Турцию, Латинскую Америку и Африку. Это сопровождается удлинением транспортных маршрутов и ростом затрат, однако в условиях мировой энергетической нестабильности спрос на традиционные углеводороды остаётся устойчивым, а роль природного газа как переходного топлива усиливается.

Внутри России важными направлениями развития остаются поддержание стабильного уровня добычи, развитие внутренней инфраструктуры, наращивание технологической независимости через импортозамещение оборудования, катализаторов и систем автоматизации. При этом важную роль играют механизмы государственной поддержки для модернизации НПЗ и стимулирования производства светлых нефтепродуктов.

Для успешного перехода к низкоуглеродным источникам топлива необходимы создание специализированных хабов для СПГ, развитие проектной базы и формирование законодательных механизмов поддержки водородной энергетики и технологий улавливания СО2. Совокупно эти меры обеспечат устойчивость и конкурентоспособность российской нефтегазовой отрасли в условиях новых вызовов и глобальных трендов.

Другие пресс-релизы