Гендиректор «СТС медиа» Юлиана Слащева уходит из компании

Кто ее заменит, пока неизвестно
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Гендиректор «СТС медиа» Юлиана Слащева уходит из компании, рассказали «Ведомостям» два источника, близкие к владельцам этого холдинга. Слащева не ответила на звонок «Ведомостей».

Это совместное решение акционеров и Слащевой, говорят источники. Сейчас у «СТС медиа» две основные группы акционеров. Первая - это основатель банка «Россия» Юрий Ковальчук и его партнеры, в том числе банк ВТБ. Через кипрскую Telcrest они контролируют 25% акций «CTC медиа». Остальные акции «СТС медиа» принадлежат с конца прошлого года холдингу ЮТВ Алишера Усманова и Ивана Таврина.

Представители ЮТВ, «Национальной медиа группы» (управляет медиаактивами Ковальчуков и их партнеров) и самой «СТС медиа» от комментариев отказались.

Кто заменит Слащеву, собеседники «Ведомостей» не раскрыли. Прежде источники, близкие к НМГ, говорили, что один из кандидатов на эту должность – Вячеслав Муругов, бывший генпродюсер «CTC медиа».

«СТС медиа» (прежде CTC Media) – один из крупнейших телехолдингов в России. Он владеет каналами СТС, «Домашний», «Че» и CTC Love.

Слащева стала гендиректором «СТС медиа» в августе 2013 г., сменив на этом посту Бориса Подольского. Назначение вызвало массу вопросов, до этого у нее не было опыта управления крупными медиахолдингами и тем более опыта управления телеканалами. Больше всего Слащева была известна рынку как специалист по PR и коммуникациям. Она консультировала крупнейшие российские компании и госструктуры, помогала в политической кампании Михаилу Прохорову. Участники рынка объясняли выбор ее кандидатуры прежде всего давними отношениями Слащевой, а также ее мужа Сергея Михайлова (сейчас гендиректор ТАСС) с Ковальчуками: мол, владельцы назначили управлять активом проверенного и лояльного человека.

Сама Слащева на это возражала, что у нее все же есть опыт управления крупным медийным бизнесом – она много лет была гендиректором коммуникационного агентства «Михайлов и партнеры» (также она и Михайлов были совладельцами агентства). Кроме того, она, по собственным словам, предложила акционерам четкий план по диверсифицикации бизнеса «СТС медиа», чья выручка от телерекламы к тому времени перестала расти быстрее рынка. Наконец, она ссылалась на то, что в «СТС медиа» и так есть специалисты, которые хорошо разбираются в телеконтенте (она приводила того же Муругова) и ее задача – сделать их работу максимально эффективной, а также привлечь в холдинг еще больше сильных, креативных людей.

Но несмотря на запуск трансмедийных проектов и проектов в области e-commerce, заметно снизить зависимость «СТС медиа» от телерекламы так и не удалось: эта статья доходов приносит холдингу 96% выручки. Тот же Муругов и Слащева в итоге не сработались - генпродюсер ушел делать совместные телепроекты с Федором Бондарчуком и НМГ. Холдинг покинули и другие топ-менеджеры и сотрудники, отвечавшие за креатив, маркетинг и т. д. Набрать же новую команду оказалось гораздо сложнее, чем ожидала Слащева, признавалась она позднее и объясняла: на рынке очень мало людей, которые разбираются в телебизнесе и смогут сделать качественные шоу и сериалы, подходящие именно каналам «СТС медиа».

«Вместо развития новых бизнесов мне пришлось прежде всего заниматься продажей компании из-за новых ограничений для иностранцев в СМИ, бороться с падением аудитории канала СТС, которое началось до меня и все это на фоне жесткого падения рынка телерекламы из-за экономического кризиса в стране», - говорила прошлой осенью на конференции «Ведомостей» Слащева.

Рынок телерекламы ушел в минус в IV квартале 2014 г., и с тех пор каждый квартал расходы рекламодателей на продвижение в эфире сокращались вслед за ухудшением экономической ситуации в стране. В 2015 г. бюджеты рекламодателей на продвижение в эфире сократились на 14% до 136,7 млрд руб. (данные Ассоциации коммуникационных агентств России) и выросли вновь лишь в I квартале этого года (плюс 19%).

Доходы «СТС медиа» в 2015 г. падали быстрее, чем рынок в целом, – почти на четверть в рублях, или в полтора раза в долларах, до $350,6 млн. Компания объясняла это прежде всего снижением аудитории флагманского канала СТС. Канал начал терять зрителей еще в 2010 г. И хотя в отдельные месяцы его аудитория увеличивалась, в целом с 2011 по 2015 г. доля СТС среди зрителей 10-45 лет (контакты именно с этой аудиторией канал продает рекламодателям) снизилась с 11,8% до 8% (здесь и далее данные TNS по городам России с населением более 100 000 человек). Вновь расти канал начал в этом году: его доля в январе составила сразу 9,6% – впрочем, к апрелю снизилась до 7,9%. Но это все равно больше, чем в апреле прошлого года. Лучше всего среди каналов холдинга чувствует «Домашний»: в апреле его в среднем в день смотрели 4,6% женщин-зрителей 25-59 лет (целевая аудитория этого канала), а апреле 2015 г. таких зрителей было лишь 3,2%. Перезапущенный канал «Че» (прежде «Перец») пока показывает результаты хуже, чем в прошлом году, зато аудитория нового тематического канала CTC Love продолжает расти (1,5% зрителей 11-34 лет в апреле этого года).

Благодаря новым зрителям СТС и «Домашнего», а также оживлению на рынке рекламы выручка холдинга в I квартале выросла на 20% до 5,9 млрд руб. Но расти такими темпами и дальше холдинг не будет, предупреждала Слащева – не только из-за снижения темпов роста аудитории СТС, но прежде всего из-за того, что рекламодатели после аномального высокого I квартала вновь начинают экономить на бюджетах.

Но главное, что определяло жизнь холдинга, его акционеров и топ-менеджеров последние два года – это вынужденная продажа бизнеса. В сентябре 2014 г. Госдума приняла поправки, по которым иностранцы с 2016 г. не могут владеть или контролировать более 20% учредителя СМИ в России. В американской головной компании CTC Media иностранцы контролировали более 75% акций – 38% владела шведская MTG, остальные находилось в свободном обращении на NASDAQ. Этот холдинг – крупнейшая компания в России, которая попала под эти ограничения. Совет директоров «CTC медиа» почти полгода обсуждал разделение компании на несколько частей и другие варианты реструктуризации, но в итоге принял решение о продаже бизнеса иностранными акционерами. Покупатель нашелся далеко не сразу. Российские акционеры компании – Ковальчук и партнеры – не могли участвовать в сделке, поскольку находятся под санкциями правительства США. В результате актив купили Усманов и Таврин за $193,1 млн - сумму явно меньшую той, на которую рассчитывали MTG и миноритарии. Весь этот процесс вывода бизнеса «СТС медиа» из-под ограничений завершился лишь на прошлой неделе. Теперь уже бывшие иностранные акционеры холдинга получили деньги от сделки, а американская CTC Media ушла с биржи – спустя 10 лет после IPO.

Источники, близкие к акционерам «СТС медиа», говорят, что Слащева хорошо справилась с реструктуризацией и продажей бизнеса, завершила процесс делистинга и выплат миноритариям. Но сейчас холдингу надо сконцентрироваться именно на управлении каналами, создании телеконтента, а у Слащевой это слабое место, объясняют они. Осенью 2013 г. гендиректор заявила, что в течение пяти лет СТС обгонит ТНТ, напоминают они, но вместо этого канал только терял зрителей и стиль. Собеседники «Ведомостей» указывают, что у новых проектов канала СТС, которые были запущены командой Слащевой уже после ухода Муругова и вышли в эфир в этом году, довольно низкие рейтинги. В начале года СТС привлек новых зрителей прежде всего за счет массового показа голливудских кинофильмов, считает один из источников «Ведомостей», а также за счет старых проектов и обширной маркетинговой кампании. Но кино не дает каналу лояльную аудиторию, старые проекты продлевать больше невозможно, а денег на новые масштабные кампании не будет из-за замедления рекламного рынка, уверен он, поэтому стратегически совершенно не ясно, как будет развиваться компания.

Сама Слащева в начале года признавала, что СТС тяжело даются новые проекты и потенциал части контента ее команда и она лично переоценили: «Но ситуация с каналом давно запущена, теперь я думаю, что даже лучшим специалистам потребуется как минимум три года, чтобы это исправить. Мы эту работу начали».

Руководители крупных телеканалов и медийных компаний в разговоре с «Ведомостями» по-разному отзываются о работе Слащевой. Одни говорят, что гендиректор попала в тяжелые условия и сделала при этом все, что могла: «СТС медиа» повезло с таким активным и конструктивным руководителем. Другие считают, что Слащева не справилась с хаосом в «СТС медиа», но много рассказывала о своих успехах. Третья точка зрения в том, что Слащева в целом хороший управленец, но ей действительно не хватило опыта управления большими телеканалами.

Читать ещё
Preloader more