Аудитория российских кинотеатров постарела

В кино стали чаще ходить жители старшего возраста – трети из них больше 35 лет
Как следует из опроса ВЦИОМа, типичному кинозрителю в крупных городах России 30 лет, он посещает кинотеатры один-два раза в месяц со своей второй половиной – женой / мужем / молодым человеком или девушкой/ Евгений Разумный / Ведомости

Жители России старшего возраста стали чаще ходить в кино, следует из опроса ВЦИОМа, сделанного по заказу государственного Фонда кино. Если год назад люди старше 35 лет составляли четверть зрителей кинотеатров (24%), то сейчас – почти треть (33%).

ВЦИОМ в конце 2017 – начале 2018 г. опросил 8377 зрителей на выходе из кинотеатров в 12 крупнейших городах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Аналогичный опрос компания впервые проводила в конце 2016 – начале 2017 г.

По данным Фонда кино, в 2017 г. жители России купили 213,5 млн билетов в кино. Это на 11,5% больше, чем годом ранее. Рост посещаемости полностью обеспечили российские фильмы: по данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика», их аудитория выросла больше чем в 1,5 раза до 54,7 млн зрителей, иностранные картины посмотрели 160 млн зрителей – практически столько же, сколько в 2016 г. В результате доля российского кино впервые за много лет выросла до 25% национальной кассы.

Как следует из опроса ВЦИОМа, типичному кинозрителю в крупных городах России 30 лет, он посещает кинотеатры один-два раза в месяц со своей второй половиной – женой / мужем / молодым человеком или девушкой. Все чаще в кино ходят с детьми – доля этой категории среди опрошенных выросла за год с 21 до 29%. Один из самых неожиданных кассовых успехов 2017 г. – фильм «Последний богатырь» от российской студии Yellow, Black & White и американской Disney был как раз ориентирован на семейный просмотр и собрал 1,7 млрд руб. Это стало рекордом по сборам для отечественной картины, который спустя несколько месяцев побил другой российский фильм – «Движение вверх» от студии «Тритэ» Никиты Михалкова» с кассой почти 3 млрд руб.

Последние годы чиновники и сами продюсеры много говорили, что качество российского кино растет. Они ссылались на увеличение кассы крупнейших отечественных премьер и рост общей доли российского кино. Опрос ВЦИОМа подтверждает утверждения чиновников – по сравнению с прошлым годом зрители стали лояльнее и к российскому кино. Если год назад наши фильмы принципиально не хотели смотреть 17% посетителей кинотеатров, то в этом году – только 10%. Уже 61% зрителей считает, что качество российских фильмов стало лучше, чем тех, что вышли год-два назад. В 2017 г. такой ответ дали 58% опрошенных ВЦИОМом зрителей. И, напротив, ухудшение качества отечественных картин заметили только 4% опрошенных против 7% в прошлом году.

В 2017 г. жители России потратили на билеты в кино 53,8 млрд руб., что на 10% больше, чем годом ранее. Четверть этой суммы они потратили на просмотр русского кино, касса отечественных картин выросла сразу в 1,5 раза до 13 млрд руб. Сразу три отечественных фильма 2017 г. стали «миллиардерами» – помимо «Последнего богатыря» и «Движения вверх» это фильм Федора Бондарчука «Притяжение» (1,1 млрд руб.).

Взросление аудитории кинотеатров – мировой тренд, констатирует гендиректор сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова. Если раньше продюсеры и кинотеатры специально старались привлечь аудиторию старше 25 лет, то теперь, наоборот, тратят усилия на то, чтобы к ним пришли совсем молодые зрители. «Те зрители, которые застали расцвет кинотеатров, взрослеют и продолжают к нам ходить, приводят детей, – говорит Зинякова. – А вот новому поколению более привычен интернет, и заманить их в кинотеатр становится сложнее». Меняется и политика глобальных киностудий, добавляет она. Студии делают ставку именно на семейное кино, именно оно сейчас чаще лидирует по сборам.