«Мегафон» объявил о делистинге с Лондонской биржи

Сохранение статуса публичной компании больше не является приоритетной стратегической задачей оператора
Совет директоров «Мегафона» пришел к выводу, что статус публичной компании «не является стратегическим приоритетом» оператора/ Дмитрий Новожилов / Ведомости

Совет директоров «Мегафона» решил, что статус публичной компании «не является стратегическим приоритетом», говорится в сообщении оператора. Совет единогласно одобрил делистинг, сказал представитель крупнейшего (56,3%) акционера «Мегафона» – USM Group Алишера Усманова.

Перед делистингом «Мегафон» намерен выкупить находящиеся в свободном обращении акции. Компания предложила инвесторам с 16 июля до 22 августа продать дочерней MegaFon Investments Cyprus Ltd до 128,95 млн обыкновенных акций (20,8%), торгующихся на Московской и Лондонской (LSE) биржах в виде глобальных депозитарных расписок (GDR), по $9,75. Премия составит 8,3% к стоимости GDR «Мегафона» на закрытие торгов LSE и 20,3% к цене акций на Московской бирже 13 июля. USM Group и группа Газпромбанка (владеет 18,8% акций оператора) не будут участвовать в выкупе.

После сообщения «Мегафона» его GDR подскочили с $9 на закрытие торгов 13 июля до $9,7 при открытии в понедельник, а к концу дня стоили $9,59.

Стратегия цифровой трансформации «Мегафона», принятая в мае 2017 г., предполагает сделки с повышенным профилем риска, экспериментальные партнерства, связанные с новыми продуктами и технологиями, расширение партнерств с госкорпорациями, аккумулирование средств и инвестиции вместо сиюминутных дивидендов, перечисляет исполнительный директор «Мегафона» Геворк Вермишян, а статус публичной компании все это несколько ограничивает. По его словам, сложная конкурентная ситуация на российском сотовом рынке, а также неблагоприятная макроэкономическая и геополитическая ситуация не способствуют росту акций «Мегафона». Рынок недостаточно позитивно реагировал на запуск цифровой стратегии, говорит Вермишян.

Если все миноритарии продадут свои акции, «Мегафон» потратит на выкуп около $1,25 млрд, подсчитал Вермишян. «Мегафон» привлечет заемные средства для выкупа – по расчетам Вермишяна, это увеличит отношение чистого долга к EBITDA на 0,6–0,7 (по итогам I квартала было 1,88). Делистинг не нарушает ковенанты «Мегафона» и не повлечет досрочного погашения обязательств, уточнил он.

Миноритарный акционер «Мегафона» заявил, что продавать акции не собирается – цена выкупа низка. Приемлемой он считает 1200 руб.

Даже если компания выкупит все акции, делистинг с Московской биржи она проводить не планирует – акции будут переведены из списка первого уровня в третий. Это сузит круг инвесторов (в частности, исключаются страховщики и НПФ), объясняет главный стратег «Сбербанк CIB» Андрей Кузнецов, зато снизит требования к корпоративному управлению: комитетам, числу независимых директоров, дивидендной политике.

«Мегафон» провел IPO в ноябре 2012 г., разместив GDR по $20. Одновременно его акции начали торговаться на Московской бирже. Оператор выкупает бумаги вдвое дешевле, чем размещал, – это невыгодно миноритариям, особенно инвестировавшим на ранней стадии, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Преимуществ превращения «Мегафона» в непубличную компанию он не видит: решение может быть продиктовано опасениями санкций в отношении акционеров оператора – USM Group, Газпромбанка и «Ростеха». Делистинг с LSE может быть связан с риском санкций против акционеров и партнеров «Мегафона», согласен аналитик Sova Capital Александр Венгранович.

В январе минфин США включил Усманова в «кремлевский список» бизнесменов, близких к руководству России. Под санкциями США и «Ростех», который, как следует из его отчета, на конец 2017 г. владел 1,27% «Мегафона». Эта доля сохранилась, сказал представитель госкорпорации. Ее руководитель Сергей Чемезов входит в санкционные списки США, Канады и ЕС, как и Газпромбанк. «Мегафон», Газпромбанк, USM Group и «Ростех» в июне создали СП, куда оператор внес акции Mail.ru Group (5,23% экономической и 58,87% голосующей доли).

Дивиденды «Мегафона» и раньше нельзя было назвать щедрыми, а в 2018 г. оператор вообще не стал их платить, напоминает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Выручка компании не растет, стоимость акций тоже – все это делает ее малоинтересной для инвесторов, рассуждает он. К тому же стратегия «Мегафона», декларируемое превращение в цифровую компанию требует инвестиций и идет в разрез с интересами миноритариев, желающих получать дивиденды, – публичность может быть неоправданна, считает Белов.