NYT: США могут ввести санкции против Игоря Сечина

Источники издания в Белом доме утверждают, что Вашингтон намерен расширить санкционный список и в нем фигурирует президент "Роснефти"
Е.Кузьмина/ Ведомости

США могут вновь расширить санкции против России из-за украинского кризиса. Американский Белый дом в минувшие выходные рассматривал новый список россиян, которым будет запрещен въезд в США и чьи активы будут заморожены. В нем фигурирует президент крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин, утверждает газета The New York Times (NYT) со ссылкой на источник в Белом доме. Список пока не утвержден.

«Роснефть» имеет тесные контакты с зарубежными компаниями. У нее несколько проектов с американской ExxonMobil в Сибири, Арктике, Черном море, Канаде, на Аляске и в Техасе. Кроме того, 20% «Роснефти» принадлежит британской BP. Юристы ExxonMobil уже оценивают риски, если санкции против Сечина все же будут введены. Некоторые из них сказали, что эти санкции только воспрепятствуют встречам Сечина с коллегами из ExxonMobil, так как они коснутся только его, а не самой «Роснефти», отмечает NYT.

Но Андерс Ослунд, специалист по России из Института международной экономики Питерсона, считает, что включение Сечина в санкционный список будет иметь серьезные последствия. "Если бизнес какой-то компании сильно завязан на США, ей нежелательно иметь связи с человеком, включенным в санкционный список", - говорит Ослунд.

В этом смысле проблемы могут возникнуть и у BP, которая также активно работает в США. Пока руководители компании предупредили лишь британских министров о возможных негативных последствиях в случае ухудшения отношений с Россией - факт обращения подтвердил Financial Times британский чиновник. На годовом собрании акционеров ВР, которое состоялось на прошлой неделе, инвесторы устроили руководителям компании допрос с пристрастием, высказав опасения относительно возможной национализации доли компании в «Роснефти».

Источники NYT также говорят, что США распространят санкции по крайней мере еще на одно российское учреждение "из близкого окружения президента Владимира Путина". Пока что в американском санкционном списке фигурирует только банк «Россия» Юрия Ковальчука, включенный в него указом президента Барака Обамы от 20 марта.

Источники NYT однако подчеркивают, что Обама сейчас не преследует цели принимать жесткие меры, направленные на целые сектора российской экономики. Белый дом хочет быть уверен, что сможет ответить, если Россия попытается "аннексировать" восточные области Украины.

Мартовский указ Обамы гласил, что санкции могут быть применены к таким секторам российской экономики, как финансовые услуги, энергетика, металлургия и горная добыча, машиностроение, оборона и продукция военного назначения. Критерии включения их представителей в санкционный список неопределенные, объяснял ранее «Ведомостям» руководитель вашингтонской юридической фирмы Ferrari & Associates, P.C. Эрик Феррари: фактически санкции могут быть введены против любых людей и компаний, как российских, так и иностранных, которые работают в этих секторах.

Возможные санкции против России не беспокоят миноритариев ВР (компания владеет 19,75% в «Роснефти»). Гендиректор ВР Роберт Дадли сегодня сказал, что у компании нет планов менять долю. «Мы остаемся устойчивыми с нашими инвестициями в «Роснефть», продолжаем делать бизнес в России как обычно», - сказал он. Дадли добавил, что ситуация вокруг России никак не повлияла на бизнес компании. Представитель BP от дополнительных комментариев отказался.

Представитель "Роснефти" от комментариев отказался. Сам Сечин ранее комментировал публикацию немецкого издания Bild, источники которого говорили о введении санкций против него и председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. «Угрозы, шантаж, персональное пакостничество - это свидетельство бессилия. Что, в общем-то, унизительно для уважающих себя стран», - заявил тогда Сечин. По его мнению, российскому бизнесу есть куда перенести свою деятельность, и, если такая ситуация произойдет, он намерен воспользоваться рыночной конъюнктурой и докупить акции компании.

Представитель контрагента "Роснефти" - Glencore - также отказался от комментариев. "В данный момент наши поставки осуществляются согласно расписанию, и мы верим, что в будущем они будут продолжаться согласно нашим контрактам", - отметил лишь представитель PKN Orlen, которая покупает нефть у "Роснефти". Получить комментарии Eni, Vitol, Statoil, Trafigura не удалось.