Статья опубликована в № 4330 от 29.05.2017 под заголовком: МС-21 уже в небе

Российский самолет МС-21 совершил первый полет

Заказано уже более 300 машин, для окупаемости проекта надо продать 900

Первый полет лайнера МС-21-300 (расшифровывается как «Магистральный самолет 21 века») состоялся в воскресенье, 28 мая. Полет продлился 30 минут, сообщила пресс-служба «Иркута» (предприятие входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК). Мероприятие несколько раз откладывалось. Сначала полет планировался в декабре 2016 г., потом в марте и апреле.

МС-21 – лайнер в самом востребованном в мире сегменте среднемагистральных судов, где сохраняется дуополия Airbus и Boeing. Емкость российского рынка в этом сегменте в 2017–2036 гг. составит порядка 720 самолетов, планируется занять около 50%. Поставки МС-21 начнутся после получения сертификата типа в 2019 г., сообщили в пресс-службе «Иркута».

Всего планируется выпустить 900–1000 МС-21, рассказывал федеральный чиновник. Получается, что до двух третей судов предназначено на экспорт. ОАК с 2011 г. производит ближнемагистральные самолеты SSJ100, их планируется продать 595 шт., к началу апреля выпущено 122.

В целом разработка МС-21 обойдется приблизительно в 245 млрд руб., рассказывали два федеральных чиновника.

На МС-21 уже получено 312 заказов, 175 из которых – твердые контракты с внесенной предоплатой, говорит представитель «Иркута». В том числе 50 самолетов заказал «Аэрофлот». Операционные расходы при эксплуатации МС-21 будут на 12–15% ниже по сравнению с аналогами, основной вклад в повышение эффективности внесет крыло из полимерных композитов, впервые в мире созданное для самолетов вместимостью свыше 130 пассажиров. Доля композитов в конструкции МС-21 – свыше 30% – уникальна для этого класса, сообщает пресс-служба корпорации.

Проект МС-21 был запущен в начале 2000-х гг., но серьезное госфинансирование началось в 2008 г., рассказывал представитель «Иркута». Ранее поставки самолетов планировалось начать в 2016 г. За это время мировые лидеры выпустили на рынок новые поколения среднемагистральных судов – Airbus 320/321 neo и Boeing 737 MAX, – превосходящие предыдущие модели по эффективности примерно на 15%.

«Все равно самолет потенциально очень интересный и будет востребован, если удастся воплотить все задуманные идеи, – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов. – Легкое композитное крыло компенсирует вес более широкого фюзеляжа, который даст более высокий уровень комфорта в сравнении с конкурентами». «Первый полет дает начало летным испытаниям, которые и покажут, выдерживаются ли заявленные характеристики. Если это не удастся, то у программы будут проблемы, – говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. – Но композитное крыло и хорошая, по предварительным данным, аэродинамика дают основания ожидать успеха».

МС-21 придется конкурировать не только с Airbus и Boeing, но и с китайским С919. 5 мая состоялся первый полет этого самолета. Обе страны ориентируются примерно на одни экспортные рынки: стать третьим игроком после Airbus и Boeing в развивающихся странах за счет господдержки продаж и политических договоренностей, признает человек, близкий к ОАК. А политического веса и денег у Китая больше, тревожится он.

Китай пока все-таки существенно отстает от России в авиастроении, хотя разрыв быстро сокращается, говорит Борисов. Едва ли С919 будет широко востребован за пределами Китая и зависящих от него стран, отмечает эксперт.

akouzmenko
07:30 29.05.2017
С технической точки зрения начало полетов МС-21 - действительно достижение. И надо отметить, что еще на опыте SSJ российский авиапром освоил и современные методы проектирования, и новые технологии производства, сделав реальный шаг вперед от советского наследия. Это, конечно, очень хорошо. Но вот менеджемент и экономика проектов - совсем другая история. Бизнес-план SSJ несколько раз пересматривался в сторону сокращения, и текущий, похоже, тоже выполнен не будет. В т.ч. и по причине недостаточной надежности, и, еще важнее, плохой организации сервиса, о чем писали на днях. По МС-21 судить рано, но высокая стоимость проекта уже вызывает опасения. Вот конкурент Bomardier CS300 обошелся в 5,4 млрд. долл - практически такую же сумму, только он уже в производстве. Причем там стоимость выросла в 1,5 раза в результате всяких задержек. Сумма в 245 млрд на МС-21, судя по SSJ, еще возрастет, многие задержки еще впереди. А ведь зарплаты в нашем авиапроме куда ниже, чем в Канаде. Ну и если случится худшее, но наиболее вероятное, и окажется, что уже второй проект в гражданском авиапроме - просто уничтожение стоимости. Возникает вопрос - для чего это? Страна тратит сотни миллиардов, чтобы люпусы могли рассказывать как мы встаем с колен? Или чтобы Рогозин мог показать, что отрасли, за которые он отвечает, могут сделать хоть что-то? Или же все дело в подозрительно высокой стоимости проектов?
184
Комментировать