Правительство смягчит последствия налогового маневра для нефтяников

Появятся льготы для НПЗ, а при резком росте цен на нефть власти могут вернуть компаниям экспортные пошлины
Многим российским нефтеперерабатывающим заводам нужна модернизация / Андрей Гордеев/ Ведомости

По итогам совещаний с нефтяниками правительство согласилось внести поправки в законопроект о налоговом маневре, рассказали собеседник «Ведомостей» в правительстве, федеральный чиновник и подтвердил представитель профильного вице-премьера Дмитрия Козака. Он уточнил, что поправки ко второму чтению в законопроект о налоговом маневре отправлены в Госдуму в пятницу.

Налоговый маневр предполагает поэтапное снижение к 2024 г. экспортной пошлины с 30% до нуля и соответствующее поэтапное повышение налога на добычу полезных ископаемых. Нефтяники опасались, что маневр ударит по рентабельности нефтепереработки. Против налогового маневра в первоначальном виде выступал и президент Сбербанка Герман Греф в письме президенту Владимиру Путину, писал РБК и подтверждал «Ведомостям» сотрудник банка. По его словам, Греф опасался, что маневр мог бы стать причиной банкротства ряда НПЗ.

Первая поблажка нефтяникам – поддержка удаленных (от экспортных рынков и инфраструктуры) НПЗ. Для них отрицательный акциз будет увеличен – за счет специальных «логистических коэффициентов», говорят два собеседника «Ведомостей». Именно за это нефтяники сражались с Минфином, отмечает еще один собеседник «Ведомостей» – в финансово-экономическом блоке правительства. По его словам, коэффициенты будут от 1,05 до 1,5. Какие НПЗ и какие коэффициенты получат, представитель Козака не говорит. Собеседник в правительстве уточняет, что вопрос еще не решен.

НПЗ, которые проводят модернизацию, вдобавок будут до 2024 г. освобождены от обязательства поставлять на внутренний рынок не менее 10% произведенного бензина высших классов (от «Евро-5»), говорят чиновник и собеседник в правительстве.

Вместе с этим правительство получит право вернуть экспортную пошлину на нефть, если ее стоимость в случае форс-мажора вырастет или упадет более чем на 15% за месяц, отмечают два собеседника в правительстве.

Представители «Роснефти», «Газпром нефти» и «Лукойла» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Первоначальные параметры налогового маневра подбирались так, чтобы он был нейтральным для основных вертикально-интегрированных компаний, напоминает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. «Однако в результате последних поправок это изменилось: логистический коэффициент к отрицательному акцизу может принести компаниям 110 млрд руб. за шесть лет маневра», – подсчитал он. По его мнению, демпфирующий механизм, который заложен в поправках, выгоден для компаний только при высоких ценах на нефть. «При плохой конъюнктуре он становится фискальным инструментом, компенсирующим государству потери от падения цен на нефть, – выплаты компаний при Urals $40 за баррель могут составить более 2 трлн руб. до 2024 г., считает он.

Эффект от налогового маневра для нефтепереработки все равно будет отрицательным, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: «Те дополнительные изъятия в бюджет, на которые рассчитывает правительство, будут получены за счет снижения маржи нефтепереработки и, возможно, роста цен на топливо». То, что правительство пошло на некоторые послабления, – это хороший шаг, полагает эксперт, выиграют от этого в большей степени независимые НПЗ.

От нынешнего налогового маневра в большей степени могут выиграть НПЗ «Роснефти», расположенные в Сибири (Ангарский и Ачинский заводы), а также Омский НПЗ «Газпром нефти», говорит аналитик «Атона» Александр Корнилов. Но дьявол в деталях – нужно стимулировать модернизацию НПЗ, российские заводы далеки еще от европейских по уровню переработки и отмены обязательств поставлять на российский рынок не менее 10% продукции при модернизации НПЗ недостаточно, считает эксперт. Один из вариантов, которые рассматривало правительство, – использование индекса глубины переработки при назначении коэффициента к обратному акцизу, но идею не поддержал Минфин: «денег мало, интересов много», говорил «Ведомостям» чиновник, участвовавший в обсуждении поправок к законопроекту.